Начнем исторические минутки этого года с христианских мучеников.
Князь Вацлав из рода Пржемысловичей — один из самых почитаемых в Чехии святых и покровитель этого государства. Да и не только в Чехии - его чтят и в православии и в католичестве. Славянские предания повествуют о том, как святой выпекал просфоры, собственными ногами топтал виноград и раздавал милостыню нищим. Даже датскому королю Эрику IV по легенде, в ночь убиения святого приснился сон, в котором распятый Христос повелел построить храм в честь святого Вацлава. Казалось бы, где Чехия, а где Дания, а вот поди ж ты. В России изображения чешского князя есть в росписях Троице-Сергиевой лавры.
Будущий святой князь был внуком Борживоя I — первого чешского правителя, принявшего христианство. Крестил Борживоя и его жену Людмилу не кто иной как сам святой Мефодий. От бабушки внук и воспринял дух новой религии. Его собственная мать Драгомира поддерживала язычество и была недовольна влиянием свекрови на сына и Людмила, задушенная собственным платком, открыла список чешских святых. По достижению совершеннолетия сын изгнал ее из страны, но потом вернул назад, лишив при этом какой-то реальной власти.
Враждебность между представителями старшего поколения перешла и на младшее. Вацлав был убит собственным братом Болеславом, когда был приглашен им в гости в свой замок в день праздника святых Косьмы и Дамиана. Есть несколько описаний того, как произошло это убийство, почти все они легендарные. В общих чертах дело обстояло примерно так. Князь отправился после пира в церковь, встретил по дороге младшего брата, повздорил с ним и дело дошло до драки. Вацлав был ранен, но сумел обезоружить своего противника и отбросил его меч, не желая творить насилие и пошел себе дальше. Священник, сторонник Болеслава, закрыл перед ним двери. Тут его настигли сторонники Болеслава и добили окончательно.
Некоторые ревизионисты пытаются снять с Болеслава ответственность, представляя гибель князя как результат недоразумения. Предполагалось, что Вацлав обратился к Болеславу столь надменно, что младший брат замахнулся мечом на старшего. Вацлаву сумел выбить меч из рук брата, но тот позвал на помощь свою свиту, которая посчитала, что ему грозит опасность. Впрочем, другие исследователи отвергают эту версию, считая, что все было спланировано заранее Болеславом и его людьми, и даже звонарь просигналил начало службы на час раньше обычного.
Братоубийца отправился в Прагу и там занял трон. Каких-то особых трудностей в этом у него, судя по всему, не возникло. Хронисты сообщают, что в самый день убийства у Болеслава родился сын, которого он назвал Страхквас — "страшный пир". (Имя и по чешским меркам довольно необычное, а в нашем языке оно звучит как название общества отказа от слабоалкогольных напитков). Этот самый Страхквас был предназначен отцом в священники, но уже во время посвящения в епископы внезапно упал и умер. Возможно его отравили.
Возможно, Болеслав терзался содеянным, поскольку сам перенес останки брата в заложенный ещё при его жизни собор святого Вита, и положил начало культу святого Вацлава. Но в истории он остался под прозвищем Ukrutný — у нас это слово принято переводить как "Грозный", но оно имеет ещё значения "Свирепый" или " Ужасный".
Автор - Михаил Рыжок