Продвижение президентских кампаний в социальных сетях имеет не такую долгую историю — предвыборный SMM был впервые запущен только при Бараке Обаме. Далее эстафету подхватил Трамп и, наконец, Байден. Как разворачивалась эпоха продвижения президентов в социальных сетях и в чём заключалась онлайн-кампания каждого из них — рассмотрим ниже в ретроспективе.
Барак Обама
Барак Обама стал первым президентом США, который начал использовать социальные сети в предвыборной гонке. В 2008 году до появления Instagram оставалось ещё два года, набирал обороты Twitter и Facebook, последний как раз обретал бешеную популярность. Команда Байдена публиковала в Facebook многочисленные агитационные посты по кампании, интервью и видеозаписи. Такой вид подачи произвел настоящий фурор — на пике кампании к будущему президенту добавилось 3 миллиона друзей, поскольку Обама не только становился суперзвездой, но и активно отвечал избирателям на вопросы об экономике и занятости.
В 2012 году кампания Обамы стала ещё более продвинутой, подключив массовую рассылку электронных писем и создав многочисленные приложения. Приложения помогали избирателям принимать решения и обмениваться информацией между собой.
Знаменитости тоже оказывали свою поддержку, но тогда никто не публиковал постов с агитациями в социальных сетях. Свою лояльность селебрити выражали по телевидению и во время живых выступлений перед публикой.
Кампания Обамы стала образцом использования социальных сетей в политической маркетинговой стратегии, и с тех пор это стало стандартом для многих кампаний в США и других странах.
Дональд Трамп
Избирательная кампании Дональда Трампа в 2016 году использовала Facebook, Twitter, Instagram и YouTube. Как утверждает оппозиция Трампа, для наращивания онлайн-активности команда будущего президента создавала ботов и фейковые аккаунты.
В 2020 году компания Трампа ещё мощнее задействовала социальные сети. Ярким событием стали публикации множества знаменитостей, которые выступали в поддержку действующего президента: Джон Войт, Лил Уэйн, Крис Рок, Кристен Элли, Lil Pump и многие другие.
Джон Войт — лауреат премий «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA, а также отец Анджелины Джоли. Своё обращение актёр начинает со слов: «Байден – зло. Трамп должен победить. Он настоящий. Он вернёт доверие людей».
Лил Уэйн — известный рэпер, пишет в своём посте: «Только что провел отличную встречу с Дональдом Трампом. Помимо того, что он сделал для реформы правосудия, он представил «платиновый план», который даст обществу реальные права собственности. Он выслушал нас и заверил, что сможет выполнить наши просьбы».
Также был подключен микротаргетинг, который достигал конкретных групп избирателей на основе их интересов и поведения. Однако в 2020 году Twitter и Facebook стали удалять некоторые сообщения и посты, поскольку их объявили содержащими ложную информацию.
Джо Байден
Продвижение в социальных сетях сыграло значительную роль в избирательной кампании Байдена в 2020 году. Команда президента эффективно использовала Twitter, Facebook и Instagram для привлечения новых сторонников и активизации уже имеющихся.
Транслирование предвыборной программы через личные страницы — только один из инструментов. Сотрудники штаба Байдена подключили таргетированную рекламу и создали многочисленные группы на Facebook, посвященные важным темам и регионам. В профильных группах публиковались новости и обновления из кампании, которые вовлечённо обсуждала целевая аудитория. Кроме того, в группах организовывался сбор средств и проводилась мобилизация волонтеров.
Разумеется, не обошлось и без вирусного маркетинга с привлечением селебрити. В работу подключились сам Барак Обама, Леди Гага, Дженнифер Лопес, Дуэйн Джонсон, все три актрисы из сериала «Друзья» и множество других актуальных селебрити (в отличие от Трампа, где его поддерживали олдскульные и забытые знаменитости).
В своём видеообращении бывший президент звонит незнакомой женщине и приглашает её на выборы проголосовать за Джо Байдена.
Текст поста: «От вас может зависеть, придет ли кто-то на выборы или останется дома. А во многих штатах всё может решить горстка голосов. Присоединяйтесь ко мне и сделайте несколько звонков для Джо в последние дни выборов».
Ниже кадр из агитационного видео, где Леди Гага делится инструкцией к голосованию. Она моментально притягивает к себе внимание зрителя, меняя множество образов, в том числе появляясь и в известном мясном наряде.
Что будет дальше?
С момента первой SMM-кампании прошло уже 15 лет — за этот срок предвыборные команды США обрели колоссальный опыт продвижения личного бренда. Посмотрим, какие технологии будут использованы при президентской кампании 5 ноября 2024.
Нет сомнений, в гонке будут задействованы миллиарды долларов от каждого кандидата. И если раньше весь бюджет уходил на СМИ, то с каждым новым циклом выборов его большая часть направляется на интернет-рекламу, популярных селебрити, а в скором будущем, с высокой долей вероятности, вливание будет и в нейросети.