Ярко выраженное присутствие в культуре шнуровой керамики гаплогруппы R1a, уже начиная как минимум с 5,5 тысячелетий назад, позволило связать ее с «индоевропейцами». Так или иначе, основной субклад ее насельников R1a-Z645, предковый для древнеарийской общности Русской равнины, дал основание назвать его «арийским». Где-то там, в ее лоне образовалась и мощная ветвь будущих предков русов.
Видный историк А.Г. Кузьмин («Начало Руси») писал:
«Культуру шнуровой керамики часто рассматривают как исходную индоевропейскую. В свете вышеизложенного надежнее рассматривать её как одну из индоевропейских. Но, безусловно, что именно связанный с ней антропологический тип ближе всего стоит к «классическому» кроманьонцу. В эпоху позднего неолита и бронзы (конец III—II тыс. до н. э.) культуры шнуровой керамики локализуются по большим пространствам северо-запада европейского побережья и Прибалтики, в Надпорожье и Приазовье, а также в некоторых районах Центральной Европы…»
Что же происходило в жизни Европе еще до заметного в истории прихода туда шнуровиков. В этот период обращают на себя внимание древние культуры Балкан, откуда, между прочим, предположительно и полагается миграция носителей R1a в культуру шнуровой керамики. Пока там данных по R1a не обнаружено (гаплогрупп не определяли), хотя археологами в ряде культур и отмечено скорченное положение костяков в захоронениях, или на боку. Что свойственно только носителям R1a.
В исторической науке не ясно, какие культуры лежали в основе культуры шнуровой керамики.
Это могли быть как культуры воронковидных кубков (КВК) (6000–4700 лет назад), так и шаровидных амфор (5400–4800 лет назад) или баденской культуры (5600–4800 лет назад). Но известные на сегодня факты о гаплогруппах в этих культурах и, не обнаруженные там гаплогруппы R1a, не позволяют связать их с КШК.
Так, по имеющимся данным по КВК из Зальцмюнде, Германия, из двух образцов выделили Y-ДНК, один принадлежал носителю G2a2a1, и еще один - IJK. Здесь может обратить на себя внимание то, что среди митохондриальных гаплогрупп у носителей КВК наиболее распространенными были мтДНК гаплогруппы H.
Культура шаровидных амфор занимала большую часть территории прежней культуры воронковидных кубков, а в центральной части делила территорию с культурой шнуровой керамики. Там также Y-хромосомные гаплогруппы G, I2. Причем в пяти разных местах этой культуры образцы показали девять раз субклады I2 (возраст 6700-6800 лет назад) и один раз древнюю гаплогруппу F. Их сопровождало пять носительниц мтДНК гаплогруппы H.
В баденской культуре Центральной Европы также обнаружили гаплогруппу I-M170.
Выходит, все эти кульутры, безусловно, Старой Европы не могли быть истоком культуры шнуровой керамики.
Также внимания заслуживает и период неолита Русского Севера и даже Южной Балтии, которые вся западная историография без колебаний отдавала угро-финнам. А территория культуры ямочно-гребенчатой керамики (7-4 т. л.н.) считалось их вотчиной. Исследователи хельсинкской школы даже утверждали, что "прауральский язык был распространён в Эстонии и Финляндии еще со времён последнего оледенения". Другие считали, что племена ямочно-гребенчатой керамики говорили на неизвестном вымершем языке, не относившемся ни к уральской, ни к индоевропейской языковым семьям.
Итак, центральная Европа. Из известных неолитических культур – это старчевская культура Подунавья 9–7 тысяч лет назад. Располагалась в Сербии у поселения Старчево. Носители культуры селились у рек в обмазанных глиной плетеных домах. Располагалась на месте, где прежде ей предшествовала мезолитическая культура Лепенского-Вира.
По результатам исследований 2017 года из 200 захоронений старчевской культуры выбрали только одно с мужским скелетным костяком возрастом примерно 8000 тысяч лет. Определение гаплогруппы в нем показало – R1b1a-L754. Положение на спине в вытянутом виде. Такое положение стало характерным маркером носителей R1b от мезолита до 1 тысячелетия н.э. Время образования этого архаичного субклада примерно 20400 лет назад (YFull). Также рядом определили Y-хромосомные гаплогруппы I2-M438, I2a-L34, C2c, G2a-P15, которые являлись древними жителями «Старой Европы».
У других представителей мезолита и раннего неолита на границе Сербии и Румынии, в Падине, были определены три образца Y-хромосомных гаплогрупп R1b (все субклада R1b-L754) с датировками – 10835, 10425 и 9800 лет назад, и один – I2a1 (датировка 10493 лет назад). Они на 2-3 тысячи лет древнее, чем в Лепенском Вире. При этом, в одном захоронении положение одного костяка было скорченным, но гаплогруппу его не определяли. Время жизни общего предка указанного субклада гаплогруппы R1b – примерно 17100 лет назад.
В статье от 2007 года «Абсолютная хронология и стратиграфия Лепенского Вира» (Boric & Dimitrijevic, 2007) более десятка раз упоминается о костяках Лепенского Вира в скорченном положении. Что не характерно для эрбинов. К слову, и носителей гаплогруппы I2 обычно захоранивали в положении на спине. Т. о., даже в отсутствие информации о гаплогруппе R1a, по положению костяка на боку (в скорченном положении) можно судить об отношении к ней. Так или иначе, эти данные, вместе с данными об индоевропейском языке на Балканах позволили предположить прибытие носителей R1a на Балканы. 8-10 тысяч лет назад.
В трех километрах от Лепенского Вира, в местечке Власак, тестировали еще 17 захоронений. Из 8 мужских костяков семь имели Y-хромосомную гаплогруппу I и нижестоящие субклады, и один – R1b1a-L754, как и в Лепенском Вире и Падине, с датировкой 8450 лет назад. Почти все костяки гаплогруппы I были на спине, как и костяки гаплогруппы R1b. На спине были захоронены и все женские костяки в захоронениях.
Также в Сербии в захоронениях у городка Гомолава найдены три неолитических образца на Балканах с гаплогруппой G2a (датировки 7440, 6557 и 6483 лет назад).
Присутствие в мезолите Европы древних носителей R1b не должно вызвать удивления. Их миграция из Южной Сибири охватила также некоторую часть Русской равнины, что сопровождалось образованием известных археологических культур носителей в основном гаплогруппы R1b.
Они предположительно 12-8 тысяч лет назад продвигались из Южной Сибири по «северной дуге», через Южный Урал и Северный Казахстан, создав по пути ботайскую, хвалынскую, ямную культуры. Из ямной они через Кавказ направились в Месопотамию и на Ближний Восток. В образованных ими культурах всюду встречается захоронение на спине. Археологические датировки хвалынской культуры – 7000-5500 лет назад, но предположительно она намного древнее, ямной культуры 5600-4300 лет назад, но здесь также датировки, скорее, заниженные.
В Месопотамии эрбины R1b 6500-6000 лет назад основали Шумер. И направились далее, на запад, по южному берегу Средиземного моря. После чего на Пиренейском полуострове примерно 4800 лет назад образовали культуру колоколовидных кубков. Затем от 4500 до 3000 лет назад заселили почти всю Европу. При этом древние мужские европейские гаплогруппы С, E1b, F, G2a, H2, I1, I2a, I2c, J2, K, R1a с нашествием пиренейских эрбинов пропали. Носители R1a сместились на Русскую равнину, а остальные гаплогруппы с трудом, но уже значительно позже восстановились.
Сегодня 60% населения центральной и западной Европы – это носители R1b. И как минимум на 95% это потомки двух пиренейских субкладов R1b-P312 и R1b-U152. К слову, параллельно с ними в Европе преумножились и автохтонные женские мтДНК.
Такое преобладание эрбинов в Европе первоначально и вдохновило западных историков на идею ее заселенности ими еще 30 тысяч лет назад. А кто мог возразить, если всё – из общих соображений. Теперь же ясно, что показанные ранние носители R1b были древними обитателями Восточной Европы и число их современных потомков Европы единично. Основную массу в ней сегодня составляют эрбины, носители кульутры колоколовидных кубков, пришедшие на Пиренеи 4800 лет назад.
Теперь к культуре ямочно-гребенчатой керамики. Это археологическая культура каменного века на северо-востоке Европы 7000-4000 лет назад. В нее попадает часть территории современной России, Белоруссии, Прибалтики.
Отнесение ее к финно-уграм, предполагало присутствие в ней гаплогруппы N, что позволило бы говорить о «финно-угорского субстрата» на Русской равнине. Впрочем, попгенетики упорно приписывали этой культуре гаплогруппу N, называли ее «финно-угорской». Некоторые антропологи утверждали, что насельники ямочной кульутры относились к уральской расе, и даже «обнаруживали» в их ископаемых скелетах «монголоидные элементы». Всё оказалось не так.
По результатам проведенного в Дании выделения и анализа ископаемых ДНК Эстонии в культуре ямочно-гребенчатой керамики один образец показал гаплогруппу R1a-M459-YP1272 (с датировкой 5900-3800 лет назад). Что никак не укладывалось в финно-угорскую схему.
На карте указаны захоронения, из которых извлекли ископаемые ДНК: темно-серые – нарвская культура, темно-синие – культура ямочно-гребенчатой керамики (Kudruküla,5600 лет тому назад), темно-красные – культура шнуровой керамики. [yr BP = years Before Present].
Также у обитателя стоянки Сертея VIII (5120±120 лет назад) в Смоленской области была обнаружена Y-хромосомная гаплогруппа R1a1 (M459) и мтДНК гаплогруппа H. У двух обитателей свайной постройки №1 Сертея II (жижицкая археологическая культура) обнаружены Y-хромосомные гаплогруппы R1a1 (M459) и N1a1 и также мтДНК гаплогруппа H. Дата постройки 2304±113 лет до нашей эры.
К слову, Y-хромосомная гаплогруппа R1a, как правило, сопровождается женской мтДНК гаплогруппой H.
Ископаемые образцы ДНК только подтвердили, что в культуре ямочно-гребенчатой керамики (ЯГК) обнаружена гаплогруппа R1a, а не N. В подтверждение этого, тот же архаичный ее субклад YP1272 обнаружен как в Карелии на Онежском озере (датировка 7,5 тысяч лет назад), так и на юге Архангельской области (у озера Лача). Где субклад R1a- YP1272 (1306*) с датировкой 11,5 тысяч лет назад является самым древним из них. Время жизни общего предка двух последних образцов – 12,8 тысяч лет назад. И судя по хронологии, он мог оказаться автохтоном данной территории. Эту культуру ее открыватели (С. Ошибкина) выделили в отдельную культуру Веретьё.
Уже позже, около 5,5 тысяч лет назад, себя обнаруживает в Европе индоевропейская культура шнуровой керамики. Как показали генетические исследования, в ней в восточно-балтийском регионе 5-4,5 тысяч лет назад среди мужчин преобладали носители гаплогруппы R1a. Так, в пяти образцах с датировкой радиоуглеродным методом в 4800-4500-4300 лет назад, все показали R1a-Z645. Среди них были два субклады Z645 – Z283 и Z282.
Показанные данные свидетельствуют, что носители R1a жили на Балтийском побережье с древнейших времен, и тем более, с времен 5-6 тысяч лет назад. При этом, ареал обитания носителей гаплогруппы R1a это – от южной Германии к северу и востоку, и по Прибалтике. С этим и связано равное количество гаплогруппы R1a с гаплогруппой N1a1 у современных литовцев, латышей, эстонцев.
Носители же гаплогруппы N1a1 появились на Русской равнине не ранее 3200-3500 лет назад. Что касается найденного в Смоленской области (Сертея II) образца N1a1, то достоверность типирования и датировки самого образца проверить невозможно. К тому же он мог попасть туда в более позднее время. Его описание дано в виде краткого сообщения, и археологического контекста не дано. Так или иначе, единичный образец неясного описания требует проверки.
Гаплогруппа N в европейской части России и прибалтийских стран находится в основном в виде субклада N1а1. Она третья по численности после R1a среди гаплогрупп этнических русских, и в центральных областях России ее доля составляет 14%.
У марийцев, коми ее имеют половина мужского населения. Также высока ее численность среди и чувашей. Носителей субклада N1а1 много на Волге, в Приуралье, вплоть до Алтая. У якутов же гаплогруппа N – основной субклад. По сути, называть ее «финно-угорской» не верно. Представление, что «финно-угорские народы» жили по всей территории нынешней восточной России с незапамятных времен – это явное преувеличение.
Между тем, к ним, например, относят черкаскульскую и межовскую археологические культуры бронзового века, а также почти десяток культур железного века (I тыс. лет до н. э). Но назвать это время по историческим меркам незапамятным – не совсем корректно. Тем более, что большинство из них располагаются на границе эр, с переходом в новую эру.
Так, черкаскульская культура на территории Челябинской области в Западной Сибири только предположительно относится к «предкам угров», и гаплогрупп там пока не выявляли. В межовской культуре Зауралья и Западной Сибири (3,3-2,7 тысяч лет назад) нашли пока только ископаемые гаплогруппы R1a-Z645 и R1b-M269.
Так что, пока картина здесь вырисовывается следующая: носители гаплогруппы N перемещались по северной части как на подходе к Уралу, так и далее за Урал, в основном между 6000 и 3500–3000 лет назад. в своем движении в сторону Балтики, они разошлись на ветви – южно-балтийскую и финскую. Первая ветвь подошла к берегам Балтики в середине I тысячелетия до н. э. (примерно 2500 лет назад) и встретила носителей гаплогруппы R1a, которых в середине I тыс. до н. э. уже вполне можно называть славянами.
Вторая ветвь пришла на территорию нынешней Финляндии в начале или в первой половине I тыс. нашей эры (лет на 500 лет позже) и в определенной степени сохранила свой древний язык. В настоящее время у литовцев и латышей (балтов), одинаковое содержание гаплогрупп R1a и N1c1 (у литовцев 38 % и 42 %, соответственно, у латышей 40 % и 38 %, соответственно). У эстонцев же (прибалтийско-финская ветвь), которые балтами не являютс, содержание гаплогрупп R1a и N1c1 также практически равное – 32 % и 34 %.
Дальнейшее продвижение носителей N на запад происходило еще позже. И на территорию будущих Швеции, Норвегии, Дании гаплогруппа N пришла совсем по историческим меркам недавно. Там гаплотипы либо «финские», либо «южно-балтийские», аналогичные субкладам этнических русских. В современной Швеции носителей гаплогруппы N 7 %, в Норвегии 2.5 %, в Дании – 1 %. Причем в Швеции две трети гаплотипов группы N1c1 имеют такой же вид русский вид, как и южнобалтийские, по сути славянские, а еще треть – как финские.
Так что, в южно-балтийских гаплотипах Щвеции нет ничего «шведского».
Общий предок носителей гаплогруппы N1c1 жил 3200±330 лет назад (проект включал 275 гаплотипа в 111-маркерном). Но этот общий предок обитал, видимо, еще на Урале, или только начал движение на запад. В европейской же части до Урала, как мы видели выше, давно жили носители гаплогруппы R1a, и говорили на языке древнеарийской общности. Стало быть, мигранты гаплогруппы N1c1, придя сюда, перешли постепенно на языки автохтонов этих земель. И ни о какой славянской ассимиляции говорить не приходиться.
Т.о., культура ЯГК представляла собой общность северо-западной части территории России и Балтики, где преобладающей могла быть древняя автохтонная доарийская R1a с возможным включением ранних обитателей древней Европы гаплогрупп G2, I2a, E, C. Она предшествовала КШК (Культуре шнуровой керамики).
КШК стала прародительницей древнеарийской общности Русской равнины, из которой выделились две ветви – русов (праславян) и ариев. Язык этой общности лег в основу всех будущих «индоевропейских» языков. Образование КШК могло стать возможным расширением предарийских балканских культур мезолита севернее, в сторону Балтии.
Вопрос, в какой момент и где проявилась изначально «индоевропейскость» носителей R1a, пока остается без ответа. Так или иначе, пока наиболее выпукло в этом плане выступает Восточно-Европейская (Русская) равнина. На которой, возможно, судя по значительному числу арийской топонимики, и происходило выделение из субклада R1a-Z645 ветви будущих ариев Индии. Не говоря уже о почти одновременном 5000 лет назад появлении ветви русов (праславян) – будущих славян.
Впрочем, загадкой остается и вопрос взаимоотношений носителей древней доарийской R1a с носителями КШК, или уже с ее продолжением, с фатьяновцами арийского рода R1a-Z645 на Русской равнине. Если, конечно, они дожили до встречи с ними. Между тем, они бы могли оставить потомкам какую-то древнюю религию и речь. А сохранить ее могли еще со времени ухода от места рождения общего предка 24000 лет назад.
Подписывайтесь, много других статей на канале: https://dzen.ru/bonorus