Найти в Дзене
Живописные истории

«Окно на даче» Марка Шагала

Эта картина была написана в 1915 году Марком Шагалом (1887-1985) и сегодня находится в Третьяковской галерее в Москве.

Дело на картине происходит на даче недалеко от Витебска — города на территории современной Белоруссии, который тогда принадлежал царской России.

В период с 1911 по 1914 год молодой художник провел в Париже, где в том числе изучал авангардные эксперименты художников-кубистов и фовистов.

В 1914 году, после открытия своей первой выставки в Берлине, Шагал решил вернуться ненадолго в Россию, чтобы навестить семью и свою невесту Беллу Розенфельд (на которой он женился в 1915 году).

Это должно было быть быстрое мероприятие, но объявление вoйны застало его врасплох и вынудило остаться в России.

"Окно на даче"
"Окно на даче"

На этой картине изображены, смотрящие у окна на березовый лес, Шагал и Белла. Она буквально освящена их семейным счастьем.

Их пара станет повторяющимся мотивом в творчестве Шагала.

Лицо Беллы расположено над лицом художника, как бы защищая его.

Она была "женщиной его жизни". Они выросли вместе и у них много общего: страна, культура и детские воспоминания.

Этот союз являлся для Шагала убежищем, способным успокоить и защитить его в самые трудные времена.

"День рождения", 1915 г.
"День рождения", 1915 г.

Возвращение в Россию в 1914 году привело Шагала к возрождению в нем классициста.

На этой картине он описывает с реалистичностью миниатюриста подлесок папоротников и люпинов, покрытые лаком листья берез, свою полосатую рубашку и узорчатый галстук.

Однако влияние художественного авангарда остается заметным. Сезанновское влияние можно найти в натюрмортах на переднем плане или в суматошной перспективе подоконника. Точно так же непропорционально раскосый глаз Беллы напоминает некоторые лица Пикассо. Наконец, в траве и подлеске угадываются ромбы и другие геометрические фигуры, вдохновленные кубизмом.

Но настоящая тема картины – не столько пара или пейзаж, сколько само окно. Оно здесь является защитным барьером для Беллы и Шагала в то время, когда окружающий мир, погруженный в вoйну, так же тёмен, как и лес на заднем плане.

Уютная обстановка дома с чайной чашкой, кашемировый узор штор и оттенки красного контрастируют с темнотой берез снаружи.

В то время как вoйна гремит на расстоянии, Шагал знает, что этот момент отстраненного счастья хрупок. Его страна вступила в вoйну, и, хотя он не на фрoнте, художник знает о зверствах этой вoйны и о перемеселяемых евреях, которых он будет изображать на других своих работах.

На этой картине драма не представлена четко, но мы её предчувствуем. Об этом говорит темный лес, а также деревянный крест окна, частично задрапированный занавеской, напоминающей плащаницу.

Мотив Христа на кресте, облаченного в иудейский талит, станет после Второй мировой войны популярным у художника символом человеческих страданий и, в частности, мyчений еврейского народа.