Мы часто рассуждаем о сюжете. Не только здесь, на канале, а вообще, читая книги, обдумывая своё произведение, сетуя, что стало мало книг с оригинальным сюжетом, а то и вовсе попадаются какие-то бессюжетные. А что такое сюжет? Проще всего сказать, что сюжет — это последовательность описываемых событий. Вроде бы правильно? А что такое событие? Давайте разберёмся по порядку.
Событие в художественном произведении
Действительно, сюжет — это цепь взаимосвязанных событий. Значит, если такой взаимосвязи нет, то и сюжета тоже нет. Как-то я писала о когерентности, связности текста. Можете почитать здесь. А мы вернёмся к событиям, так как именно их описывает автор, именно из них состоит произведение.
Любое художественное произведение событийно, даже самый маленький рассказ строится вокруг, по крайней мере, одного события. Ю. М. Лотман пишет, что событие — это то, что «произошло, хотя могло и не произойти». Событие — это происшествие, случай, ограниченный временны́ми и пространственными рамками. Событие является частью нашей жизни, сама жизнь — это цепь событий. Вот кошка прыгнула ко мне на стол и требует внимания, мне пришлось отвлечься от работы, чтобы её погладить. Это событие, хоть и не слишком значимое. Я сегодня закончила вторую часть книги. Это более серьёзное событие.
Даже в реальной жизни человек не может прожить день, в котором не произошло бы ни одного события. Нет, конечно, можно пролежать на диване целый день, но даже если на фоне бессмысленного лежания зачесалась пятка, то это уже событие. В художественном произведении тем более без событий не обойтись. И они должны быть знаковыми, не столько важными, сколько целесообразными.
Целесообразность события в литературном произведении
Целесообразность задаётся автором, она связана с его целями и задачами и проявляется в двух видах.
Во-первых, событие — это часть сюжета. О чём уже было сказано выше. Нет событий – нет сюжета. Поэтому не всякие события имеет смысл описывать в книге, а только те, что участвуют в построении сюжета или работают на образы персонажей.
Значит, во-вторых, целесообразность события может быть связана с задачей раскрытия характера героя. То есть событие, если не работает на сюжет, то открывает читателю какую-то особенность героя, его эмоциональное состояние. Из таких, на первый взгляд, малозначимых происшествий складывается яркая, объёмная картинка.
Например, героиня суетливо собирается на важную встречу и очень нервничает. Можно просто написать об этом, а можно показать. Вот героиня бежит умываться и роняет мыло в ванну, пытается выловить скользкий кусок, или зубная щётка улетает в унитаз, в это время убегает забытый на плите кофе, и героиня остаётся без столь необходимого глотка бодрости, так как ещё раз варить кофе некогда. Такие мелкие события позволяют создать необходимую эмоциональную атмосферу, хотя для сюжета они и не нужны. Но здесь надо знать меру.
Увы, иногда, стремясь максимально полно отражать жизнь персонажа, автор зачастую увлекается описанием ничего незначащих событий. Они перегружают текст, но никак не работают ни на сюжет, ни на образ героя. То есть эти события нецелесообразны, а следовательно, не нужны.
Событие и эпизод
Сами по себе события, из которых складывается сюжет — это ещё не произведение, даже если происшествия интересные и целесообразные. События — это каркас сюжета, на который автор «наращивает мясо», облекает каркас в одежды слов, добавляет описание обстановки, чувств персонажей, их оценок события, размышлений о его последствиях и т. д. В и итоге получается эпизод.
Эпизод — это уже вполне самостоятельный кусочек текста, он имеет даже свою арку и свои границы, но они тоже определяются событием, которое стало отправной точкой построения эпизода. Например, к директору варьете Степану Лиходееву обращается человек, назвавшийся профессором чёрной магии, и предлагает обсудить якобы уже подписанный контракт, о котором Стёпа ничего не помнит. Это событие М. Булгаков превращает в яркий эпизод общения Лиходеева с Воландом.
Событие и сюжет
Вы уже поняли, что сюжет состоит из событий, чтобы кратко описать его, нужно просто их перечислить и указать на взаимосвязь. Собственно, это и есть синопсис. Если с событиями и их связностью всё нормально, то синопсис пишется без проблем. Если событий оказалось мало, то сюжет начинает провисать, в тексте появляется лишняя вода, ненужные рассуждения, описания. Я это называю «жевать солому». Солома жуётся долго, но ни вкуса, ни питательности никакой нет. Поэтому основные события необходимо продумать заранее. Но это должны быть не просто яркие интересные происшествия, которые могут вылиться в объёмные эпизоды.
Очень важна когерентность, то есть связность событий, когда один эпизод перетекает в другой, а тот тянет за собой третий, а читатель уже в нетерпении ждёт четвёртый.
Можно проследить эту связь событий на примере романа Л. Толстого «Анна Каренина». Не всего, конечно, а только самого начала.
- Долли Облонская узнает об измене мужа.
- К Облонским из Петербурга приезжает Анна Каренина, чтобы помирить супругов.
- В неё влюбляется Вронский, в которого влюблена сестра Долли Китти ( Китти - это другая сюжетная линия и, соответственно, другая цепочка событий).
- Карениной удаётся примирить супругов Облонских.
- На балу Анна производит фурор, и Вронский влюбляется сильнее.
- Анна уезжает в Москву, и в поезде встречает Вронского, который последовал за ней.
- Он признаётся Анне в любви.
Как видим, все события взаимосвязаны и двигают сюжет или характеризуют героев и их отношения. Если бы Облонский не изменил жене, Анна не приехала бы мирить супругов, её бы не увидел Вронский, если бы Анна уехала до бала, то Вронский бы не влюбился и не последовал за ней и… т. д.
Одно событие иногда противоречит другому, и возникает коллизия, появляется конфликт, который может разрешиться в следующем эпизоде, а может, стать основой сюжета или какой-то новой сюжетной линии.
Хорошо, когда событие побуждает героя к какому-то действию, тогда появляется мотив. Нет события — и мотива нет. Например, герой получает письмо от девушки, которая ему неинтересна (событие). Но в письме девушка объясняется в любви (мотив), и у героя появляется заинтересованность и желание встретиться, так как необходимо объяснить девушке своё отношение к ней так, чтобы её не обидеть. (Связка — переход к следующему событию).
Иногда случается, что событие рождается само, то есть автор его не планировал, но поступки героев, другие события меняют логику сюжета и требуют именно этого события, после которого весь писательский план летит в тартарары. Такое бывает, в этом нет ничего плохого или критичного. Не нужно ломать естественный ход событий и прогибать сюжет под первоначальный план. Лучше остановиться и продумать новый вариант развития сюжета с учётом этого неожиданного даже для автора поворота.