Найти тему
Четыре Семерки

Почему Оззи выиграл гонку у Black Sabbath?

В самом начале 80-ых Оззи Осборн и обновленный Black Sabbath параллельно выпустили на удивление свежие и мощные работы. Распад классического состава Sabbath, казалось, пошел только на пользу - вместо одной интересной группы получилось две равноценные, пусть и разные по звучанию. В начале десятилетия обе формации радовали очень достойными релизами.

Однако, если перенестись мысленно на десять - пятнадцать лет в середину уже 90-ых...то мы обнаружим совершенно иную картину. В течение 80-ых Оззи стал одним из столпов хеви - метал, заслуженно получив неофициальный титул Князя Тьмы. Black Sabbath же, оставаясь добротной группой, тем не менее не могли похвастать таким же коммерческим успехом. К середине 90-ых счет стал разгромным - No More Tears и Ozzmosis не оставили Black Sabbath никаких шансов. Тони Айомми и Ко выпускали замечательные альбомы - Headless Cross, TYR и Dehumaniser просто отличные пластинки, которые в хит-парадах продвинулись достаточно далеко, но четыре платины No More Tears и еще две у Ozzmosis отдают Оззи безоговорочное первое место в этом воображаемом соревновании.

Оззи Осборн
Оззи Осборн

источник изображения

Переслушивая недавно Ozzmosis поймал себя на мысли, что основное настроение альбома разительно отличается от того, что обычно записывали Black Sabbath начиная с 1981 года и до середины 90-ых( да и позже). Оззи в какой-то момент отошел от обязательной мрачной тематики и сделал музыкальную палитру своих сольных работ более широкой. Да что там, это произошло практически сразу же, начиная с дебютного диска. Что касается Black Sabbath, то их музыка неизменно печальна, мрачна или, в лучшем случае меланхолична.

Мне кажется, это, по сути, наиболее существенный момент, который предопределил успех Оззи и относительную неудачу Sabbath. Развеселые боевики вроде Desire или Tattooed Dancer соседствуют на альбомах Оззи с душевными и позитивными треками, такими как Mama, I'm Coming Home, например или I Just Want You. Альбом Ozzmosis почти весь выдержан в этаком весеннем настроении, что для Black Sabbath немыслимо. Даже вещи, записанные с крайне тяжелым звуком, как, например, Thunder Underground ....по настроению совсем не "тяжелые". А что уже говорить о Ghost Behind My Eyes или See You on the Other Side. Альбом вроде бы и металлический, но в то же время новаторский и светлый по настроению музыки.

Любопытно наблюдать, как подчеркнуто "чернушный" видео ряд сочетается с позитивно - весенним настроением собственно самой музыки.

Такой подход значительно расширяет потенциальную базу слушателей и Оззи воспользовался этим в полной мере. Black Sabbath в этот период шли ровно в противоположном направлении, последовательно ужесточая саунд, достигнув пика на Dehumanizer. В лучшем случае мы услышим в работах Sabbath конца 80-ых/начала 90-ых меланхоличную европейскую осень в When Death Calls, в худшем - нас приведут за руку прямиком к кладбищенской стене в мрачнейшей After All (The Dead), от которой мурашки по коже, как после просмотра фильма ужасов.

Любое живое существо стремится к жизни, к свету и человек не исключение. Я очень люблю Dehumanizer и считаю этот альбом на самом деле работой экстра-класса, но я в то же время прекрасно понимаю - почему No More Tears выиграет у него в одну калитку. Пластинка Оззи - это весеннее сумасшествие, позитив, балдеж и всеобщий кайф. Альбом Sabbath - мрачное, злое и откровенное предсказание, наполненное густым инфернальным мраком. Куда пойдет средний слушатель - погулять в парке с девочками или ночью на погосте под проливным дождем, с фонариком разгребать листья с надгробных плит?

Ответ немного предсказуем.

Есть и другие любопытные моменты, которые, может быть сразу и не бросаются в глаза. Оззи местами удавалось приблизиться к массовой популярной музыке на предельно близкое расстояние, оставаясь при этом в тоге Князя Тьмы и некоронованного короля хеви-металл. Кто-нибудь будет спорить с тем фактом, что, например, Shot in the Dark - одна из самых крутых рок-песен 80-ых? И один из самых сильных хитов Оззи...

Но попробуем провернуть нехитрый фокус. Мысленно включим секвенсор, придумаем несложную синтезаторную аранжировку в танцевальном стиле ....какой-нибудь синт-поп...и - попробуем напеть те же слова и мелодию на ту же гармонию.

Out on the street, I'm stalking the night,

I can hear my heavy breathing.

Paid for the kill but it doesn't seem right;

Something there I can believe in.(с)

Дискотечный хит получается буквально сам собой, несмотря на мрачный текст! А уж коммерческая природа, например, I Just Want You видна невооруженным взглядом, но людям все равно нравится.

У Black Sabbath не было таких больших хитов, но были очень хорошие песни, которые достаточно хорошо запомнились. Но мне очень сложно представить себе трансформацию в танцевальный хит любой знаковой вещи Black Sabbath тех лет. Все они имели подчеркнуто роковую природу.

Попробуйте провернуть что-нибудь подобное с Computer God или Headless Cross - скорее всего у вас ничего не выйдет.

Нет, конечно, есть и другие факторы, которые пойдут в плюс Оззи. У него всегда были отличные гитаристы. В этом смысле ему легче - он может пересобрать группу музыкантов под свои запросы, а гитарист - виртуоз в 80-ые был просто ключевой фигурой. Спорить нечего - Тони Айомми великолепен и всегда звучал очень самобытно, но выше головы не прыгнешь, особенно когда приходится соревноваться с такими талантами как Рэнди Роадс или Закк Уайлд.

Black Sabbath в составе 1989 года
Black Sabbath в составе 1989 года

источник изображения

Тони делал, по сути, то же самое - постоянно менял состав группы в поисках наиболее сильного сочетания. Как раз в 1989-м и 1992-м ему удалось собрать такие яркие коллективы, но Оззи все равно неизменно оказывался впереди. Может еще потому, что он был чуть больше новатором. Black Sabbath звучали более консервативно.

Тони Мартин как вокалист - один из сильнейших для своего времени. Даже Дио к началу 90-ых звучал уже не так чисто, а уж Оззи, с его немного неуклюжим вокалом Тони Мартин превосходил по всем статьям. Послушайте в очередной раз When Death Calls....Оззи можно даже не выходить на ринг, шансов против такого исполнения у него никаких. Тони Мартин не только сильнее, чем Оззи, он даст бой любому из плеяды крутых рок-вокалистов, которые прошли через Black Sabbath в 80-ые.

И....абсолютно любому из них проиграет в харизме.

И Оззи - в первую очередь.

По сумме влияния всех этих факторов Оззи смог предложить более интересную и драйвовую музыку, рассчитанную на куда больший круг слушателей. Это ни в малой степени не умаляет качества альбомов Black Sabbath. Они в то время записывали очень достойные пластинки. И еще мне кажется, что Sabbath ушли в сегмент более серьезной и взрослой аудитории, в то время как Оззи стал идолом для подростков и в целом - более молодой части публики, которая заполняет стадионы.

Что касается меня, то я с удовольствием переслушиваю оба коллектива, но - под разное настроение.

На этом я сегодня прощаюсь.

Всем мира, добра и хорошей музыки!