Найти тему
Top of the Rocks

The Band: группа, вернувшая рок к корням. Часть 2 (Успех, слава и первые трудности)

Оглавление
  • Первая часть:

"Stage Fright" (1970)

Название третьего альбома "Страх сцены" лучше всего отражает состояние The Band на тот момент. Столь громко заявив о себе, коллектив запустил необратимый процесс по собственному возведению на музыкальный Олимп. Но каждому ли комфортно находиться на его вершине?

Уже в начале 1969-го группа отправилась в свое первое масштабное турне и в том же году выступила на двух крупнейших рок-фестивалях - в Вудстоке и на острове Уайт.

Вскоре к физическому напряжению добавилось и давление моральное. Внезапно The Band оказались в центре всеобщего внимания: им пели хвалебные оды товарищи-музыканты, журнал Rolling Stone посвящал им столько статей, сколько никому другому, а журнал Time даже поместил на свою обложку, чего не удостаивалась ни одна рок-группа со времен The Beatles. Обычные канадские парни, прежде в основном находившиеся на вторых ролях, явно не привыкли к столь повышенному интересу к своим персонам.

Обложка журнала Time от 12 января 1970 года
Обложка журнала Time от 12 января 1970 года

В результате звучание "Stage Fright" получилось менее ярким и более вымученным, по сравнению со звучанием двух предыдущих релизов. Нет, на пластинке все еще имелись классические хиты The Band вроде "The Shape I'm In" или заглавной композиции, но данный альбом уже утратил ту легкость и непосредственность их ранних работ.

В первую очередь это касалось лирики, которая теперь стала более мрачной и тревожной. Взять ту же одноименную и по сути автобиографическую "Stage Fright", в которой Робби Робертсон посредством истории главного героя передал собственную боязнь первых выступлений группы. Остальные песни тоже в той или иной степени затрагивали не столь радостные темы: отчуждение, одиночество, неуверенность и т. д.

Безусловно, на поверхности - это такая же блестящая запись, не лишенная интересных моментов. Например, в нежной колыбельной для новорожденного сына Робертсона "All La Glory" Левон Хелм представил другую, лирическую сторону своего вокала, подчеркнутую изящным сопровождением аккордеона, а сам Робби сыграл на автоарфе в "Daniel and the Sacred Harp". Здесь же - последние авторские сочинения "Sleeping" и "Just Another Whistle Stop" Ричарда Мануэля, который больше, к сожалению, не написал для The Band ни одной композиции.

Однако в отличие от чувственного откровения "Music from Big Pink" и путешествия по страницам американской истории "Brown Album", альбом "Stage Fright" - лишь набор отдельных крепких песен.

"Cahoots" (1971)

-3

Покинув сказочные 60-е, The Band вступили в новое десятилетие, и на смену внешним трудностям к ним пришли проблемы внутренние. Впервые в группе наметился серьезный разлад, вызванный финансовыми спорами, но в первую очередь - главенством Робби Робертсона. Являясь основным автором песен, он стал пытаться взять на себя функции общего лидера, диктуя другим участникам свое музыкальное видение, что, естественно, нравилось далеко не всем, в особенности Левону Хелму. Ситуация осложнялась наркотической зависимостью Рика Данко, Ричарда Мануэля и самого Хелма. В связи с этим, записывая свой четвертый альбом "Cahoots", парни ни разу не собрались в студии вместе.

-4

Соответственно и сама пластинка не ощущается как нечто целое, даже несмотря на то, что профессионализм музыкантов к тому времени существенно возрос. Теперь The Band вовсю задействовали оркестр, играли еще более точно и уверенно, но уже ограничивали себя пределами студии - "Cahoots" более студийная запись, чем все, что было создано ими прежде (даже пластинка с говорящим названием "Страх сцены" была записана практически вживую на подмостках театра в Вудстоке, уж не говоря о ранних "подвальных" записях), и живая энергия группы здесь втиснута в рамки одного помещения, где все не очень рады видеть друг друга.

Образовавшуюся пустоту было решено заполнить с небольшой помощью друзей, и именно их присутствие значительно скрашивает "Cahoots". На пластинке в качестве автора вновь фигурирует Боб Дилан, предоставив свою замечательную балладу "When I Paint My Masterpiece", а также появляются новые лица: знаменитый ирландский певец Вэн Моррисон, который выступил соавтором забавной мини-сценки "4% Pantomime" и помог с ее исполнением; и жена Левона Хелма Либби Титус, записавшая бэк-вокал для "The River Hymn".

Разумеется, не хочу сказать, что "Cahoots" плох. Наоборот, альбом очень разносторонний и содержательный, и его с уверенностью можно включить в число классических работ The Band.

"The Basement Tapes" (1975)

-5

Тем не менее группа переживала кризис, и это было видно невооруженным глазом. Выпустив в 1972 году неплохой концертник "Rock of Ages", музыканты, то ли исчерпав запас идей, то ли устав от бесконечных распрей, решили на время отойти от записи оригинального материала и издать альбом каверов. Так появился "Moondog Matinee" (1973) - сборник любимых The Band хитов прошлого, в том числе тех, что они исполняли сами, еще будучи The Hawks.

Однако подобный перерыв затянулся, и в какой-то момент парни вновь превратились в аккомпаниаторов. Спустя год произошло их полноценное воссоединение с Бобом Диланом, когда группа была в полном составе привлечена к записи его альбома "Planet Waves". И вот медленно подступал 1975-й. Таким образом, The Band находились в неопределенном состоянии уже почти пять лет. Из сложившейся ситуации нужно было срочно искать какой-то выход, и вскоре выход был найден.

Символично, что музыканты, когда-то возвратившие рок к корням, решили сами вернуться к своим истокам. Внезапно они вспомнили о подвальных записях в Большом Розовом, с которых по сути началась их карьера, и задумали издать их отдельным альбомом, так как, давно известные в узких кругах, эти пленки до сих пор оставались недоступны широкой публике.

-6

Именно "The Basement Tapes", записанный в далеком 1967-м и изданный в 1975-м, стал новым дыханием в застоявшемся творчестве группы, одновременно уходом в прошлое и заделом на будущее. В противовес последним студийно отточенным релизам здесь все было "как надо": сырое гаражное подвальное звучание, энергия и драйв. На "The Basement Tapes" поет (именно поет, а не произносит, как обычно, речитатив) даже Боб Дилан, а это многого стоит!

И между тем подобный небрежный, явно репетиционный подход нисколько не мешает восприятию материала. Ибо материал на данном альбоме первоклассный. На двух пластинках разместилась целая плеяда превосходных песен: чего только стоят наброски будущих бриллиантов "Tears of Rage" и "This Wheel's on Fire"; ранние композиции The Band "Orange Juice Blues ", "Yazoo Street Scandal" и "Katie's Been Gone"; номера самого Дилана "Million Dollar Bash", "Goin' to Acapulco", "Lo and Behold!" и "Open the Door, Homer"; и перепетые огромным количеством других музыкантов "Too Much of Nothing", "You Ain't Goin' Nowhere" и "Nothing Was Delivered".

О значимости "The Basement Tapes" говорит тот факт, что именно он, еще даже в виде ацетатных пленок, а не бутлега, перевернул сознание Битлз, Роллинг Стоунз, Эрика Клэптона и других, так как, имея связи в музыкальном мире, все они познакомились с легендарными подвальными записями задолго до того, как "Music from Big Pink" увидел свет.

Читайте также: