Впервые, я писал об этом в 2016 году, когда мы продавали CRM системы BPM Online.
И вот что удивительно, прошло 7 лет, а ситуация прежняя, компании получают слишком сложную систему, не могут с ней ужиться и забрасывают ее.
В чем суть?
Заказав внедрение, фактически, CRM у вас будет внедрена, но ни вы, ни ваши сотрудники не смогут ей пользоваться…
Чтобы понять почему, давайте разберёмся, как происходит процесс внедрения CRM, не «записной книжки», а именно системы автоматизации маркетинга, продаж и клиентского сервиса, с интеграцией ваших бизнес-процессов.
Как происходит процесс внедрения CRM
1. Описание бизнес процессов и составление концепции внедрения
Первое, с чего вы начнете сотрудничество с интегратором это с составления, примерно, 400 страничной концепции внедрения. Этот процесс происходит так, к вам в бизнес приезжают консультанты по внедрению, и задавая вам вопросы, пытаются описать ваши бизнес процессы.
Вопросы задаются вида:
— Ок, Петр, когда ваш сотрудник добавил новый лид в CRM, кто должен быть назначен ответственным?
— В какой срок он должен обработать его? Какую стадию изначально ставим? А затем какую?
— Кто потом должен принять лид в работу? А что он конкретно должен сделать? А затем?
И т.д.
Процесс этот длительный, сложный и нудный. Но он — основа вашей автоматизации. Ведь на основании этого документа программисты будут оптимизировать CRM под ваши бизнес-процессы. И поэтому важно описать все до самых мелких подробностей, ответив на все возможные вопросы.
Срок: от 1 до 3 недель.
Цена: от 300 т.р.
2. Составление плана работ с учетом гибкой методики разработки
На этом этапе, коммуникации с вами прекращаются, консультанты по внедрению возвращаются в свой офис и составляют гибкую методику разработки процесса внедрения.
По сути, это выглядит так: консультант по внедрению оценивает весь скоп задач на приоритетность, разбивает их на более мелкие задачи, назначает ответственных и сроки выполнения проектов, а также даты промежуточных тестов и отчетов клиенту.
Суть процесса, начать разработку на стороне интегратора с максимально частыми коммуникациями с заказчиком на предмет всплытия упущенных бизнес-процессов и задач.
Срок: от 1 до 3 месяцев, в зависимости от задач.
Цена: варьируется в зависимости от количества задействованных сотрудников и затраченных ими часов. От 500 т.р.
3. Разработка + внедрение
Здесь все достаточно просто, после создания CRM с необходимыми автоматизациями, а также разработкой мобильных приложения и проведений тестов на работоспособность, продукт заливается на сервера заказчиков.
После переноса на сторону клиента, к CRM подключается всё ПО клиента с помощью заранее разработанных конекторов.
Проводятся тесты на работоспособность.
4. Принятие в работу
Если клиента устраивает результат проделанных работ, он подписывает конечный акт приема-передачи услуг. Именно конечный, так как весь процесс разработки делится примерно на 3 части и оплачивается по 100% предоплате, за исключением последнего.
5. Обучение сотрудников
Многие заказчики отправляют своих менеджеров ответственных за работу в CRM на специальные тренинги, которые организовывает вендор (компания – разработчик CRM), например, Сколково или Селигер.
Что следует из описанного:
Все классно, клиент получил то, что просил, а интегратор получил довольного клиента в портфолио.
Суровая правда:
А вот теперь самая интересная часть статьи)
Почему я в начале сказал, что «80% внедрений заканчиваются провалом»?
А вот почему…
После подписания всех актов, сотрудники клиента, по указанию руководства, начинают потихоньку переходить на работу в CRM. Заливаются важные документы, уже настроена интеграция с 1С и с сайтом т.д.
Все готово к работе, но никто не готов. Мы опустим момент с саботажем сотрудников по поводу работы в CRM, которые видят в ней, лишь средство контроля за их работой.
Самое интересно то, что начинают всплывать те самые забытые или неизвестные, ответственному за внедрение сотруднику, бизнес-процессы.
Пример:
- Юрий: "У нас же 2 бухгалтерии, как мы будем отражать деятельность в той, что не подключена к CRM?" (про 2-ую бухгалтерию, серую, сознательно умолчало руководство при общении с интегратором)
- Петр: "Мы 10 лет заносим информацию о клиентах в 1С, а как теперь быть с уже существующими клиентами?" (не подумали о том, что нужно сделать 2-х стороннюю интеграцию с 1С)
- И т.д.
Таких примеров может быть и будет очень много. Так как руководство и ответственный за внедрение CRM, не могут знать одновременно всех нюансов маркетинга, продаж, бухгалтерии и бизнеса в целом, а также нюансов взаимодействия клиентов с бизнесом и, что самое главное, взаимодействия отдела «А» с остальными отделами и наоборот.
В нашем примере есть сотрудник ответственный за внедрение. Но в действительности ситуация еще хуже и такого человека нет. Решение о существовании бизнес-процессов принимает руководитель какого-либо 1-го отдела, как правило маркетинга и то, не по своей воле, или же сам CEO/владелец и т.д.
Еще пример:
"Мы поняли, что предоставленные нами бизнес-процессы не походят или не могут быть универсальными для каждого клиента." - Часто это касается B2B при проектных продаж.
И тут клиент подсаживается на "иглу" вечных оптимизаций и доработок, которые, конечно же, стоят дополнительных средств.
Следующая ситуация:
Часто, интеграторы, хоть и являются B2B компанией, но не являются экспертами ни в маркетинге ни в продажах, оно и понятно, их ключевая экспертиза - IT.
Отсюда повсеместное внедрение транзакционных воронок, рассчитанных на большой входящий поток заявок. А как быть B2B, особенно тем, у кого всего 20-30 клиентов на рынке?
Итог: Причина 80% провалов внедрений CRM, заключается в отсутствии 100% понимания бизнес-процессов своей компании и как следствие, отсутствие их в «Концепции внедрения».
А нюанс тут в том, что их и не возможно предусмотреть на 100% заранее. Бизнес-процессы, как и бизнес в целом, должны постоянно оптимизироваться, вне зависимости от того, как бы круто у вас они не были настроены на текущий момент.
Что можно сделать:
- Назначать ответственного сотрудника за внедрение CRM, фанатика вашего бизнеса. Тот, кто будет работать не из-под палки, а самостоятельно проявлять интерес к внедрению CRM.
- Заранее озвучьте его бонус за успешное внедрение и пропишите, что будет считаться под "успешным" внедрением.
- ОБЯЗАТЕЛЬНО. Этот человек должен пройти обучение по основам внедрения (конечно такого курса нет..), то есть он должен понимать, на что обращать внимание при описании бизнес-процессов компании.
- Он должен получать всю информации о реальной ситуации в компании: бухгалтерии, налогах, взаимодействиях с клиентами, даже коррупционную составляющую.
- Огромная важность обучения сотрудников в работе уже внедренной CRM. Дайте понять интеграторам, что это самый важный для вас блок, и записанными уроками они не отделаются. Пропишите это в договоре.
- Создайте регламенты по работе в CRM, занесите их базу знаний. Внедрите тестирование и экзамены на знание регламентов.
- До внедрения трезво оцените, сможете ли вы выделять время, брать на себя дополнительную нагрузку и постоянно оптимизировать сложные решения CRM, или лучше будет внедрить что-то простое и легко управляемое для 1-го отдела компании, например отдела продаж.
В противном случае, вы потратите от 700 т. до 3 млн. рублей, 6 месяцев на внедрение и, примерно, столько же на осознание того, что вы не автоматизировали бизнес-процессы компании, а сделали не более чем очередную записную книжку за круглую сумму, которой еще и не умеете пользоваться.
Интегратор, в свою очередь, не должен работать четко в рамках «Концепции внедрения», а должен выходить за его рамки и подсказывать клиенту, о чем еще необходимо ему сообщить, чтобы по итогу автоматизировать бизнес-процессы и получить огромный рывок вперед.
Особое внимание обратить на обучающую часть.
Перестать массово отгружать сырые внедрения, в погоне за оборотами. Сфокусироваться на том, чтобы клиент мог пользоваться CRM и это ускоряло развитие его бизнеса, а не "внедрение ради внедрения".
Еще несколько подводных камней из практики.
"В рамках внедрения мы подключим 1 ваш сайт. Дополнительные сайты будут подключаться на дополнительных условиях." - бред в том, что если вы внедряете популярное решение типа amoCRM или Битрикс24, системы из коробки имеют стандартных интеграции со всеми популярными CRM (Tilda и т.д.). И интеграторы часто идут на ухищрения, не используя стандартные коннекторы, в пользу своих личных разработок под различными соусами: "Наш коннектор сможет передавать доп инфу, проводить проверку на дубли". Хотя все это можно делать и используя стандартный функционал CRM.
"У вас 15 менеджеров, 2 бухгалтера и 1 РОП - тогда вам нужно минимум 20 учеток на всех и чтобы пару осталось в запасе, вы же собираетесь расширяться" - классическая уловка по раздувания сметы проекта. Вендор формирует свои рейтинги интеграторов на основе количества проданных лицензий.
На каждого менеджера отдела продаж и правда нужна своя учетка, а вот для остальных сотрудников достаточно будет: 1 стажерская, 1 для всех административных сотрудников и 1 админская для собственника. Никто не запрещает логиниться нескольким людям под одной учеткой. Думайте сами, но имейте это ввиду.
P.S.:
Данная статься писалась на опыте внедрений сложных и дорогих решений (BPM Online).
Однако подобные проблемы актуальны и для коробочных CRM при небольших чеках (amoCRM, Битрикс24).
Удачи и системных продаж!
************
Построение отделов продаж под ключ с нуля!