Автор Анна Макарова
Мы продолжаем разбираться в чем сила кино Балабанова. Предыдущие части можете читать по ссылкам:
Жанр
Авторское кино обычно противопоставляют жанровому, которое снимается по определенным лекалам. Однако Балабанов снимал и то, и другое. Он не пренебрегал жанрами и отлично их чувствовал. Более того, «Брат», один из его самых известных фильмов, тоже был всего лишь легким жанровым экспериментом, от которого Балабанов не ждал ничего особенного. Но именно эта формула - жанровое плюс авторское - оказалась наиболее успешной и сделала картину народным хитом.
С одной стороны, мы видим довольно сложного и неоднозначного героя Багрова, трепетно выбранную автором музыку, особенное внимание к городу. С другой – динамичный криминальный сюжет и хлесткие фразы, которые отлично смотрятся на плакатах и футболках.
«Брат 2» оказался сугубо жанровым фильмом - из тех, что смотрели в видеосалонах. Он стал практически пародией на первую часть. Вырос бюджет, появилась возможность сделать настоящий фильм про «русского супергероя», который отстаивает свои ценности на Западе. И Балабанов сделал как раз такое кино: динамичное, увлекательное, стильное. Именно этого хотели зрители.
В нулевые Балабанов переживал сложный период. Многие его друзья и близкие погибли во время схода ледника в КармадОнском ущелье, где снимался фильм Сергея Бодрова. А во время съемок незаконченного фильма Балабанова «Река» в автокатастрофе погибла исполнительница главной роли. Режиссер был в отчаянии, и отчасти его спас жанр. Два следующих фильмы были жанровыми и довольно простыми по форме и содержанию. Это мелодрама «Мне не больно» и «Жмурки» – лихая комедия про 90-е, новый взгляд Балабанова на это время, явно вдохновленный Ричи и Тарантино. Они помогли режиссеру вернуться к профессии.
Интересно, что следующий фильм, «Груз 200», тоже начинается как жанровое кино, однако затем превращается в жесткое и бескомпромиссное авторское высказывание. В этой картине о периоде застоя Балабанов фактически выносит приговор целой стране.
Балабановщина
Влияние режиссера на русское кино 90-х и нулевых оказалось таким значительным, что появление последователей и подражателей, пожалуй, было неизбежным. Отчаявшиеся герои, тотальная несправедливость мира, угнетающие индустриальные пейзажи и непритязательные виды российский городов: все эти элементы фильмов Балабанова продолжают встречаться у самых разных молодых авторов.
Мир фильмов Балабанова настолько целостный, что, кажется, его легко скопировать и добиться почти такого же эффекта. Проблема лишь в том, что все это выглядит вторичным, и кажется, что режиссеры просто эксплуатируют уже существующие сюжеты, образы и эстетику. Зачем смотреть «второго» Балабанова, если у нас уже есть первый?
С другой стороны, возможно, современные режиссеры, как и Балабанов, снимают правду. Неудивительно, что они видят мир не в самых ярких красках, если со времен “Брата” многое так и не изменилось.
💬 Какой фильм Балабанова нравится вам больше всего? Делитесь в комментариях.
Все современное российское кино выросло из Балабановского “Брата”, но у нас давно появились другие герои, кроме Данилы Багрова. В каких фильмах на них можно посмотреть? Кто из отечественных режиссеров точно войдет в историю? Об этом мы рассказываем на нашем курсе-саммари «Как разбираться в жанрах кино». Всего 300 рублей, и вы получите системные и проверенные знания о процессе создания киношедевров.