Григорий Александров был довольно известным режиссером в СССР. Он был обласкан властью, его любил не только Сталин, но и все последующие руководители страны. Александров был орденоносцем, лауреатом трех сталинских премий, и многочисленных кинофестивалей. Но вот в один прекрасный момент произошло нечто, многим совершенно непонятное. После пользовавшихся феерическим успехом "Волга-Волга", "Цирк", "Веселые ребята" значимых работ у него почти не было. Снятый в 1943 году фильм "Одна семья" просто положили на полку, "Встреча на Эльбе" был скорее не художественным произведением, а самой примитивной агиткой, должной сформировать в советских людях устойчивый образ врага. "Русский сувенир", по замыслу Александрова, должен был вернуть ему всесоюзную славу, но даже партийным функционерам и идеологам он не пришелся по вкусу. И вот Георгий Александров решается на еще один шаг. Он, будучи вхожим, во многие кабинеты, причем не только на Старой площади, но и на площади Дзержинского(Лубянская площадь), уговаривает посмотреть, написанный собственноручно, сценарий картины "Скворец и Лира" посвященный работе нелегалов-разведчиков в Западной Европе, первого заместителя председателя КГБ СССР Семена Цвигуна. Который курировал второе, третье и пятое управления всесильной организации. А значит ему подчинялась контрразведка, военная контрразведка и даже отдел по борьбе с идеологическими диверсиями. Цвигуну сценарий видимо понравился, он же выступил консультантом картины.
Но ведь на самом деле автором сценария явился вовсе не Григорий Александров, как указано титрах. Тогда кто такие, указанные в "поминальнике" Александр Лапшин и Николай Пекельник? Первый довольно известный сценарист. И именно он носил, скорее всего вместе с режиссером, сценарий Цвигуну. А второй.....вот тут еще интересней, вообще бывший разведчик. И он знал много больше о работе органов и агентов чем Александров и Лапшин. Причем сам сценарий многократно переписывался и утверждался на площади Дзержинского. И процесс этот тянулся аж с 1970 года. Тем не менее в конце 1972 года съемки все же начались.
"Мосфильм" нашел достойные, государственные средства, для создания фильма, были заключены договоры о прокате и съемках с дружественными киностудиями из ЧССР и ГДР "Баррандов фильм" и "Дефа фильм". Композитором стал Оскар Фельцман, а тексты песен написал Роберт Рождественский. Все это здорово, если бы не одно но. Как раз перед премьерой, а дело было в 1974 году, разразился нешуточный "шпионский скандал". КГБ и Штази умудрились внедрить в канцелярию канцлера ФРГ Вилли Брандта разведчика. Который исправно передавал секретные сведения. И пусть в СССР, я имею ввиду обычных граждан, мало кто знал об этой истории, тем не менее выпускать картину в прокат не стали.
Почему? Наверно об этом имело бы смысл спросить у самих участников событий. Но, увы, почти никого в живых не осталось. А оставшиеся заметки и мемуары света на историю вовсе не проливают. Александров ссылался на волю своей супруги Орловой. Правда думается, что если бы фильм одобрили в ЦК КПСС, она бы повлиять на дальнейшую его судьбу не смогла. Есть информация, что "Скворец и Лира" был запрещен председателем КГБ СССР. В общем версий множество. И правды мы скорее всего никогда не узнаем. А строить конспирологические теории я не люблю.
Впрочем меня это сторона вопроса интересует мало. Однажды, найдя информацию о фильме, я обнаружил там слова о явных исторических огрехов. Причем это касается многих вещей, и в частности автомобилей. Вот на них мы и посмотрим.
В первых кадрах мы видим отменно снятые виды Москвы середины 70-х годов. Конечно идет песня о том как мы все в ответе не только за себя и так далее.
Потом нам показывают зал ожидания аэропорта, судя по всему Домодедово, где стоит некий человек с букетом роз. На поле можно увидеть ИЛ-18. Кстати это старая раскраска фюзеляжа. Уже к 1975 году все крылатые машины стали окрашиваться в единую цветографическую схему "Аэрофлота", она была принята 1 декабря 1973 года. К самолету же которому припаркован трап СПТ-104. А по полю едет автобус ЛиАЗ-677. Кстати автобусы специально не перекрашивали.
Когда встречающий узнает, что самолет задерживается, то в окне можно заметить тягач КАЗ-608 с перронным прицепом АППА-4(автопоезд пассажирский перронный аэровокзальный). Тут тоже интересно. Я прокосультировался со своим коллегой и другом Валерием Чусовым по поводу аэропорта. И вот, что узнал. Обратите внимание, что самолет стоит паралельно галлерее в котрой находится съемочная группа. В ней, по проекту, должны были быть установлены телетрапы. Которые, как это часто бывало в СССР, просто забыли установить. Позднее их отправили либо в Ташкент, либо в Шереметьево-2.
Далее следует наезд плана на розы и мы попадаем в прошлое, где нас сразу знакомят с главными героями картины. Это "Лира" Людмила Грекова(Любовь Орлова) и Федор Греков "Скворец"(Петр Вельяминов). Они стоят на фоне самолета Ли-2. Правда почему то на Грекове надета парадная немецкая форма с аксельбантами, видимо он адьютант или на праздник какой-то летит.
Но тут к самолету подъезжает легковушка М-1 и мы узнаем, что "Скворец" не улетает, а напротив прилетел в Москву......
.....Для получения архисекретного задания, которое ему придется выполнять со своей супругой. Об этом им рассказывает Михаил Михайлович "дядя Ваня" Николай Гринько.
В том, что это именно Москва нас должны убедить декорации с висящими аэростатами и башней Шухова. Судя по масштабам декораций снималась сцена в ЧССР на киностудии "Баррандов".
Лишь после этого идут титры и название первой серии.
Причем мы сразу попадем в Берлин на парад приуроченный к очередной "победе" нацистов. Ну тут все классно и правильно. Формы серые, а не черные, у солдат не МР-40, а штатные финтовки. Хотя забавные моменты конечно присутствуют. К примеру большой чин отдает приказание своему подчиненному: распорядитесь, что бы к обеду(!) было красное(!) крымское(!) шампанское(!). Начнем с того, что шампанское пьется как аперитив или на десерт. Шампанским, игристое вино производимое на полустрове, называться не может, поскольку сей напиток производится лишь в одном месте, во Франции, в провинции Шампань. Да и немцы об этом прекрасно осведомлены. Но это так.
И снова цветы и мы вновь видим Грекову или "Лиру". Оказывается военный отдавал приказание ей. Правда вот на агенте по какой-то причине офицерские погоны. А общеизвестно, что с 1933 по 1945 годы женщины не могли служить ни в Вермахте, ни в Ваффен СС. Они не могли иметь иметь воинских званий и носить официальные знаки различия. Женщины могли быть задействованы только во вспомогательной службе - Helferinnen.
Потом мы видим как "Лиру" везут по улицам города. Она на пассажирском сидении довольно дорогого и очень престижного автомобиля Horch 853 Sport Cabriolet. Тут все логично. Правда в салоне скорее бы ехал ее непосредственный начальник, а не она. Но тем не менее. Машина времени соответствует.
Тут прекрасно видна эмблема компании и ее маскот на пробке радиатора в виде крыльев. На самом радиаторе огромная литера "Н" которую венчает корона с названием марки "Horch". А вот уже ниже расположен символ объединения четырех фирм из колец Auto-Union.
Далее нам показывают как идут годы, и группа разведчиков прекрасно работает в тылу врага. Описывать все смысла не имеет. Правда не совсем ясно почему "Лира" работает секретарем генерала Вермахта, у него по штату должен быть адьютант и не один. Да и сидит он, по какой-то причине в баре, а не в положенном ему кабинете.
А совещание генерал проводит в своей квартире, чего тоже быть явно не могло. Если учесть тот факт, что генералы собравшиеся на нем готовят очередное покушение на Гитлера. Кстати можно увидеть, что "Скворец" всего лишь адьютант, поскольку его в отличие от "Лиры", в кабинет не приглашают. Что тоже довольно странно. Ведь придя на квартиру к генералу "Скворец" отдал "Лире" фуражку и приказал почистить ее.
Далее на улице мы видим, судя по расположению дверных ручек, Mercedes -Benz Mannheim 350(W10). Машина выпускалась с 1929 по 1934 годы. Он был безумно дорогим и слишком роскошным. Выпускался в трех версиях: седан, кабриолет с двумя дверьми и пульман лимузин.
А вот в следующем плане определить, что перед нами довольно сложно. Если ориентироваться на заднее стекло, то мы видим корму припаркованного BMW, а вот у дома явно Mercedes-Benz 230(W143) слишком характерный багажник.
Видимо полностью перекрыть улицы Берлина было сложно и поэтому во время беседы агента в кадре самым неожиданным образом появляется белый Trabant.
А вот тут я теряюсь в загадках. Вроде бы, если судить по радиатором решетке, это несомненно Mercedes, но, что за модель. Вот даже представить себе не могу. Чисто теоретически, учитывая, что количество автомобилей было ограничено, это мелькавший ранее Mercedes-Benz 230(W143).
А вот и несоответствия эпох. На секретном совещании, проводимом по какой-то причине, в очередном ресторане, один из членов команды предлагает всем закурить. И элегантно открывает портсигар упрятанный в бутылке. Но сие приспособление появилось лишь в 60-х года. И в середине 40-х его попросту не могло быть
Так уж получается, что после подписания капитуляции "Скворец" остался в Берлине, а "Лира" получившая ожоги лица и перенесшая пластическую операцию, в Москве. В Момент когда происходит официальное разделение города на западню и восточную часть "Скворец" стоит на улице и мы можем увидеть Willys MB.
Поскольку агент потерял связь с командованием из Москвы, что довольно необычно, всегда есть экстренные варианты связи или отхода, то он решается действовать на свой страх и риск. Отправляется в Американское посольство и становится двойным агентом. Однажды вечером его везет в клуб специально приставленная к "Скворцу" дама. Они едут на кабриолете Buick Roadmaster 1955 года выпуска. Но тут хочется спросить, погодите хорошо всем известную стену разделившую Берлин на две части построили только в 1961. Автомобиль 55-го года выпуска, а действие явно происходит сразу после мая 1945. Неувязочка.
Как бы в подтверждение этого мы слышим сообщение по радио о том, что СССР произвел атомный взрыв. А это произошло 23 сентября 1949 года.
На встрече с генералом КГБ "дядя Ваня" говорит о том, что "Скворец" вышел на связь. Не совсем понятно, почему для этого понадобилось долгих пять лет, ну да не будем столь строгими. Но значит на дворе уже 1950. И тут, указывая ему на движущийся черный седан, он говорит, что "Иволга" прошла переподготовку и готова для переброски в Германию. Да, она едет на немецком автомобиле, но это Mercedes W114/115 а первые машины выпустили лишь в 1868 году. Больше того, по легенде она безумно богатая баронесса и ездить на машине среднего класса ей не пристало. И да, она делает замечание генералу, что у аристократов подавать руку женщине первым не принято. Нужно заметить, что этого делать не рекомендовалось вообще никогда, причем в любом обществе.
И вот мы в "Баварии". "Иволга" едет на встречу так разыскивающей ее тетушки. Правда едет она на Mercedes W120 или Ponton, их производили с 1953 по 1962 год. Видимо в Москве новые, будущие модели компании, появлялись за много лет до их серийного производства. Ведь на встречу к генералу "Иволга" приезжала на на W114/115.
Тетушка конечно же признает мнимую племянницу и первая серия заканчивается. Вторая называется "Операция "Совет богов".
Начало драматическое. Прям Штирлиц. Супруг Федор не узнает после пластической операции вою супругу Людмилу.
Что бы не афишировать свое знакомство Людмила назначает встречу Федору за городом. Куда они приезжают на двух машинах. Автомобиль в правой части я определить не могу, но думаю мы его еще увидим далее. А вот носом к нам стоит японский Datsun серии 230. Индексы звучали как -220C/240C/260C и определяется он довольно легко. Одна беда производили их с 1971 по 1975 годы. И в ФРГ 50-го года он оказаться ну никак не мог бы. Как подсказал мне мой друг и коллега, Дмитрий Федоров, второй автомобиль походит на Opel Diplomat.
Далее нам показывают родовой замок к которому по узким улочкам мчатся автомобили. Первый, это белый седан Chevrolet Impala третьего поколения производившийся с 60 по 64-й годы. Мы видим модель 1963, поскольку у нее иная облицовка радиатора и почти плоское лобовое стекло.
Mercedes W120 Ponton, правда черного цвета.
И уже знакомый нам Buick Roadmaster 1955 года.
После ужина в замке, все оказываются в конном клубе, где на площадке можно увидеть Porsche-356.
Когда Урсула, родственница баронессы(Рина Зеленая) пытается скомпрометировать "племянницу", то можно увидеть капот бело-голубого Buick Roadmaster.
Агенты в очередной раз женятся, на этот раз по какой-то причине по каталическому обряду, хотя немцы в основ лютеране, и им в спальню звонит тетушка. Но простите, на дворе 50-й год. Тогда почему в спальне молодых супругов стоит допотопный телефонный аппарат начала века?
А вот еще одна забавная деталь. Культура потребления напитков довольно сложная. Но баронесса просто не может не знать, что мартини, даже в чистом виде, не употребляют из обычных рюмок. Для этого напитка есть специальная коктельная рюмка на длинной ножке с широким конусом-раструбом.
Когда баронессу и ее новоявленного супруга везут в секретный бункер, то они передвигаются на американском седане Buick Electra 225. Эта машина второго поколения которое выпускалось с 1961 по 1964 годы. У нее уже была электрорегулировка сидений и электрические стеклоподъемники.
А вот и Datsun серии 230. Правда только вид кормы.
Когда "Скворец" узнает о коварных планах захвата стран социалистического блока. Уже смешно, зачем было вдалбливать гражданам СССР то, чего попросту быть не могло. Еще одной войны Европа бы не выдержала, а напомню, действие в фильме происходит в 50-е годы. Так вот собравшимся заговорщикам показывают фильм о том, как в католических школах готовят будущих военных. И снова вопрос, ну почему католики? В Германии римско-католическая церковь не имеет большого количества пансионов. Но не важно. Так вот монахиня едет, судя по всему, на мотороллере Vespa. Правда меня смущает тот факт, что крыло совмещено с передним щитком.
Советских шпионов в чем-то подозревают и даже требуют от полиции остановить машину со знаком "фау" на лобовом стекле. Но "Лира" и "Скворец" все равно успевают передать сведения связному. Кстати едут они на Mercedes W114/115, а связной на VW Transporter T2.
Правда вот сердце Федора не выдерживает и он умирает от инфаркта на одном из званных вечеров.
В Москве принято решение вернуть Людмилу на родину. Кстати она ездит все на том же Mercedes, который мы уже видели и в СССР и на автобане. Но ей передают сведения, что состоится теракт и будет взорван самолет.
Людмила устремляется в аэропорт. Но, уехав с кладбища "Лира" невообразимым образом поменяла автомобиль. Он был черным или темно-зеленым. Но вот нам показывают колеса голубого автомобиля. Да, это тоже Mercedes, но в кузове W111.
А вот она снова в салоне W114/115 и он черного цвета.
"Лире" просто необходимо успеть в аэропорт на самолет вылетающий в Стокгольм. Но вот откуда на поле в ФРГ взялся ИЛ-18? Да еще и с припаркованным к нему трапом ТПС-20 на базе УАЗ-452 Д?
И кстати к аэропорту она приехала снова на Mercedes W111. А вот рядом с ней стоит Ford Torino. Судя по пухлой корме и фарам головного света это модель 1970 года выпуска.
Дальше будет еще забавней. "Лира" опоздала на рейс. Что делать? Да просто позвонить в кабину пилота и представиться его женой. Не в службу безопасности, не в авиакомпанию! А взять трубку телефона автомата и набрать номер. Все просто. Конечно же рейс отменяют.
Но взрыв все равно происходит. И тут мы видим РАФ-977Д в ливрее скорой помощи.
КГБ подстраивает все так, что баронесса неожиданно исчезает. Родственники считают ее умершей.
Но на самом деле мы теперь понимаем почему "дядя Ваня" ждал прилета самолета в самом начале первой серии.
На самом деле фильм не хуже и не лучше других, снятых в период "холодной войны" по обеим сторонам океана. Правда как-то все получилось излишне наиграно. И да, не смейте ничего писать про Любовь Орлову. Ей был 71 год. Попробуйте, для начала дожить, она кстати была больна раком, и скончалась через год после съемок, и быть столь же подвижным и даже гарцевать на лошади.