Empress of Ireland был крупнейшим и наиболее роскошным лайнером, который когда-либо плавал на водах Северной Атлантики. Однако, его судьба была ужасной. 29 мая 1914 года, судно столкнулось с норвежским судном в районе острова Святой Лаврентий. Всего на борту находилось около 1477 человек, и только 465 из них выжили.
Empress of Ireland был построен в 1906 году в Великобритании и был предназначен для перевозки пассажиров и грузов между Канадой и Великобританией. Судно было длиной в 174 метра и шириной в 20 метров, что делало его одним из крупнейших лайнеров своего времени. Судно было оснащено самыми современными на тот момент системами безопасности, включая специальные перегородки и плавучие баки.
Трагедия произошла в тумане, когда Empress of Ireland направлялся из Квебека в Ливерпуль. На борту находилось 1345 пассажиров и 142 членов экипажа. Судно столкнулось с судном Storstad, которое приближалось сзади. Удар был сильным и судно Empress of Ireland начало быстро тонуть. Несмотря на усилия экипажа и местных жителей, которые спешно прибыли на место происшествия, многие люди погибли.
Расследование гибели лайнера вызвало ожесточенные споры. В числе подозреваемых были и капитан Генри Кендалл, который выжил в катастрофе. Судьбу дела контролировал сэр Джон Бигэм, известный своей работой по безопасности в море. Команды лайнера и углевоза обвинялись в несоблюдении правил движения на реке во время тумана. Кендалл утверждал, что следовал всем правилам, но углевоз изменял курс, что привело к столкновению. Однако, настоящая причина катастрофы осталась неизвестной. Судебное дело выиграла канадская компания, которая получила $2 млн. компенсации от владельца углевоза. Компания, неспособная оплатить долг, была вынуждена продать судно и объявить банкротство.
Главной причиной катастрофы стало грубое несоблюдение правил маневрирования судами в условиях сильного тумана, вызвавшее столкновение. Кроме того, изношенные крепления и быстро увеличивающийся крен судна препятствовали спуску большинства шлюпок. Среди объективных причин стоит отметить плотный и непроницаемый туман, позднее время и внезапность катастрофы, а также выход из строя динамо-машины через несколько минут после столкновения. Это создало сложности для пассажиров, которые были вынуждены искать спасение в условиях полной темноты. После катастрофы было установлено, что около 600 человек не смогли выбраться наверх из лабиринтов многочисленных проходов.
Место катастрофы судна "Императрица Ирландии"
В отличие от Титаника, достичь места катастрофы судна "Императрица Ирландии" можно при помощи квалифицированного водолаза. Первые погружения были проведены в июне 1914 года. По причине малой глубины, грот-мачта и трубы корабля виднелись под поверхностью воды, что помогло быстро найти место крушения. Водолазы Квебекской спасательной компании и подводные мародеры начали исследовать место катастрофы. В условиях сильного подводного течения и плохой видимости, водолазам удалось поднять на поверхность 318 сумок с почтой и 212 серебряных слитков на общую сумму около 150 000 долларов США (1 099 000 долларов в 2013 году с учётом инфляции). Однако, в результате несчастного случая при погружении 21 июня, один из водолазов, 32-летний Эдвард Коссабум, погиб.
В 1964 году, 50-летие трагедии заинтересовало группу канадских водолазов. Они посетили место катастрофы и подняли медный звонок. В 1970-х годах, другая группа водолазов обнаружила и подняла кормовой дальномер, части радиотелеграфа Маркони, медный иллюминатор и компас.
С тех пор экспедиции к затонувшему судну стали регулярными. Несколько канадских компаний, специализирующихся на подводных погружениях, предлагают за деньги спуск к покоящемуся на глубине более 40 метров лайнеру[8]. Однако, с 1999 года, место гибели лайнера объявлено историческим памятником провинции Квебек, и поднимать обломки и любые вещи с "Императрица Ирландии" запрещено.
Сейчас, "Императрица Ирландии" лежит на дне Святого Лаврентия. Он остается одним из самых больших и наиболее известных кораблекрушений в истории Канады. Каждый год, множество людей посещают место происшествия, чтобы почтить память погибших и взглянуть на останки судна.
Интересные факты
Рассказывают историю, связанную с кошкой Эмми на лайнере. Перед отплытием 28 мая 1914 года, кошка сбежала на берег и дважды была возвращена на борт, но снова оказалась на пристани, сидя на причале и смотря в сторону уходящего лайнера.
Интересно также упомянуть легенду о кочегаре Фрэнке Тауэре, который, как говорят, пережил катастрофы трех лайнеров: «Титаник», «Императрица Ирландии» и «Лузитания». На самом деле, Фрэнка Тауэра в экипаже «Императрицы Ирландии» не было, однако кочегар Уильям Кларк действительно спасся сначала с «Титаника», а затем с «Императрицы Ирландии».
Капитан Генри Кендалл, который командовал «Императрицей Ирландии», ранее командовал лайнером «Монтроз», который ходил по тому же маршруту (Ливерпуль-Квебек). Во время одного из рейсов Кендалл случайно узнал в одном из пассажиров Харви Криппена, разыскиваемого в Великобритании за убийство. Капитан Кендалл с помощью радиосвязи сообщил об этом лондонской полиции, и Криппен был арестован на борту лоцманского катера. По легенде, когда Криппен увидел капитана Кендалла, он предсказал, что тот тоже встретит свою судьбу.