Найти в Дзене
Julius_Ch

Трагедия лайнера «Императрица Ирландии»

Empress of Ireland: Canadian steamship that sank on May 29th, 1914. Picture taken by Agence Rol. Авторство: Agence Rol. Bibliothèque nationale de France, Общественное достояние
Empress of Ireland: Canadian steamship that sank on May 29th, 1914. Picture taken by Agence Rol. Авторство: Agence Rol. Bibliothèque nationale de France, Общественное достояние

Empress of Ireland был крупнейшим и наиболее роскошным лайнером, который когда-либо плавал на водах Северной Атлантики. Однако, его судьба была ужасной. 29 мая 1914 года, судно столкнулось с норвежским судном в районе острова Святой Лаврентий. Всего на борту находилось около 1477 человек, и только 465 из них выжили.

Empress of Ireland был построен в 1906 году в Великобритании и был предназначен для перевозки пассажиров и грузов между Канадой и Великобританией. Судно было длиной в 174 метра и шириной в 20 метров, что делало его одним из крупнейших лайнеров своего времени. Судно было оснащено самыми современными на тот момент системами безопасности, включая специальные перегородки и плавучие баки.

Трагедия произошла в тумане, когда Empress of Ireland направлялся из Квебека в Ливерпуль. На борту находилось 1345 пассажиров и 142 членов экипажа. Судно столкнулось с судном Storstad, которое приближалось сзади. Удар был сильным и судно Empress of Ireland начало быстро тонуть. Несмотря на усилия экипажа и местных жителей, которые спешно прибыли на место происшествия, многие люди погибли.

Углевоз «Сторстад» Авторство: Wm. Notman & Son. This image is available from the McCord Stewart Museum under the access number VIEW-14181This tag does not indicate the copyright status of the attached work. A normal copyright tag is still required. See Commons:Licensing for more information., Общественное достояние
Углевоз «Сторстад» Авторство: Wm. Notman & Son. This image is available from the McCord Stewart Museum under the access number VIEW-14181This tag does not indicate the copyright status of the attached work. A normal copyright tag is still required. See Commons:Licensing for more information., Общественное достояние

Расследование гибели лайнера вызвало ожесточенные споры. В числе подозреваемых были и капитан Генри Кендалл, который выжил в катастрофе. Судьбу дела контролировал сэр Джон Бигэм, известный своей работой по безопасности в море. Команды лайнера и углевоза обвинялись в несоблюдении правил движения на реке во время тумана. Кендалл утверждал, что следовал всем правилам, но углевоз изменял курс, что привело к столкновению. Однако, настоящая причина катастрофы осталась неизвестной. Судебное дело выиграла канадская компания, которая получила $2 млн. компенсации от владельца углевоза. Компания, неспособная оплатить долг, была вынуждена продать судно и объявить банкротство.

«Сторстад» после столкновения Авторство: Jenniferjcsmith. Скан оригинального произведения, Общественное достояние
«Сторстад» после столкновения Авторство: Jenniferjcsmith. Скан оригинального произведения, Общественное достояние

Главной причиной катастрофы стало грубое несоблюдение правил маневрирования судами в условиях сильного тумана, вызвавшее столкновение. Кроме того, изношенные крепления и быстро увеличивающийся крен судна препятствовали спуску большинства шлюпок. Среди объективных причин стоит отметить плотный и непроницаемый туман, позднее время и внезапность катастрофы, а также выход из строя динамо-машины через несколько минут после столкновения. Это создало сложности для пассажиров, которые были вынуждены искать спасение в условиях полной темноты. После катастрофы было установлено, что около 600 человек не смогли выбраться наверх из лабиринтов многочисленных проходов.

Colored picture of the canadian ocean liner RMS Empress of Ireland  By HefePine23, CC BY-SA 2.0
Colored picture of the canadian ocean liner RMS Empress of Ireland By HefePine23, CC BY-SA 2.0

Место катастрофы судна "Императрица Ирландии"

В отличие от Титаника, достичь места катастрофы судна "Императрица Ирландии" можно при помощи квалифицированного водолаза. Первые погружения были проведены в июне 1914 года. По причине малой глубины, грот-мачта и трубы корабля виднелись под поверхностью воды, что помогло быстро найти место крушения. Водолазы Квебекской спасательной компании и подводные мародеры начали исследовать место катастрофы. В условиях сильного подводного течения и плохой видимости, водолазам удалось поднять на поверхность 318 сумок с почтой и 212 серебряных слитков на общую сумму около 150 000 долларов США (1 099 000 долларов в 2013 году с учётом инфляции). Однако, в результате несчастного случая при погружении 21 июня, один из водолазов, 32-летний Эдвард Коссабум, погиб.

В 1964 году, 50-летие трагедии заинтересовало группу канадских водолазов. Они посетили место катастрофы и подняли медный звонок. В 1970-х годах, другая группа водолазов обнаружила и подняла кормовой дальномер, части радиотелеграфа Маркони, медный иллюминатор и компас.

Вход первого класса на нижней прогулочной палубе. Лестница ведет в музыкальную комнату первого класса и спускается в столовую первого класса. By Bedford Lemere & Co - http://collections.rmg.co.uk/collections/objects/20377, Public Domain
Вход первого класса на нижней прогулочной палубе. Лестница ведет в музыкальную комнату первого класса и спускается в столовую первого класса. By Bedford Lemere & Co - http://collections.rmg.co.uk/collections/objects/20377, Public Domain

С тех пор экспедиции к затонувшему судну стали регулярными. Несколько канадских компаний, специализирующихся на подводных погружениях, предлагают за деньги спуск к покоящемуся на глубине более 40 метров лайнеру[8]. Однако, с 1999 года, место гибели лайнера объявлено историческим памятником провинции Квебек, и поднимать обломки и любые вещи с "Императрица Ирландии" запрещено.

Сейчас, "Императрица Ирландии" лежит на дне Святого Лаврентия. Он остается одним из самых больших и наиболее известных кораблекрушений в истории Канады. Каждый год, множество людей посещают место происшествия, чтобы почтить память погибших и взглянуть на останки судна.

Интересные факты
Рассказывают историю, связанную с кошкой Эмми на лайнере. Перед отплытием 28 мая 1914 года, кошка сбежала на берег и дважды была возвращена на борт, но снова оказалась на пристани, сидя на причале и смотря в сторону уходящего лайнера.

Интересно также упомянуть легенду о кочегаре Фрэнке Тауэре, который, как говорят, пережил катастрофы трех лайнеров: «Титаник», «Императрица Ирландии» и «Лузитания». На самом деле, Фрэнка Тауэра в экипаже «Императрицы Ирландии» не было, однако кочегар Уильям Кларк действительно спасся сначала с «Титаника», а затем с «Императрицы Ирландии».

Капитан Генри Кендалл, который командовал «Императрицей Ирландии», ранее командовал лайнером «Монтроз», который ходил по тому же маршруту (Ливерпуль-Квебек). Во время одного из рейсов Кендалл случайно узнал в одном из пассажиров Харви Криппена, разыскиваемого в Великобритании за убийство. Капитан Кендалл с помощью радиосвязи сообщил об этом лондонской полиции, и Криппен был арестован на борту лоцманского катера. По легенде, когда Криппен увидел капитана Кендалла, он предсказал, что тот тоже встретит свою судьбу.