Это один из кинопроекторов самой крупной кинокомпании рубежа XIX–XX веков — фирмы братьев Пате. «Кок» появился, когда разные производители пытались продвинуть свой стандарт киноплёнки на рынке, и стал отражением войны форматов .
В конце XIX века самой крупной кинокомпанией в мире была фирма, которую основали и назвали в свою честь четверо французов — братья Пате. Компания братьев Пате снимала кино, выпускала оборудование для съёмок и кинопоказа, открывала кинотеатры. Кроме того, она занималась производством восковых валиков для фонографов, контролируя этот рынок.
Кино становилось массовым искусством, и зрители уже хотели смотреть фильмы не только в кинотеатре, но и дома. Для таких показов фирма Pathé создала достаточно компактный проектор. Аппарат назвали «Кок» — в честь символа компании, галльского петуха. Петух по-французски — le coq. Почему название проектора произносится так же, а пишется иначе — неизвестно. Возможно, создатели считали такое написание более интернациональным или универсальным.
«Кок» предназначался для домашнего просмотра фильмов. Устройство работало автономно — в него не нужно было вставлять батарейки или подключать к сети питания. Внутри аппарата стоял генератор — он вырабатывал ток, когда оператор крутил ручку подачи плёнки. Очень удобно.
Другая особенность аппарата была связана со стратегией Pathé. В то время кинобизнес искал самый удобный формат, и в этой гонке лидировала 35-миллиметровая плёнка — впоследствии она победила, и весь XX век кино снимали в основном на неё. Компания Pathé решила продвигать собственный формат — плёнку 28 мм. У неё был ряд плюсов. Она у́же, а значит, дешевле. Она запатентована Pathé, и это выгодно для Pathé. И самое главное — она не такая пожароопасная, как 35-миллиметровая плёнка. Дело в том, что последнюю производили из нитроцеллюлозы — вещества, лежащего в основе бездымного пороха. Материал проявлял себя во всю мощь — на пожарах в кинотеатрах в XIX и начале XX века гибли сотни людей. 28-миллиметровую плёнку делали из более безопасного ацетата целлюлозы.
Из-за особенности формата на «Коке» можно было смотреть только фильмы, снятые компанией Pathé. Впрочем, это не слишком стесняло зрителя, так как на рубеже веков компания снимала массу фильмов самых разных жанров.
Выпуск «Кока» начался в 1912-м, а закончился в 1925 году. Продавался аппарат и в России — здесь его покупали земские учреждения, учебные и развлекательные заведения, частные лица для домашнего просмотра. Фильмы к нему можно было взять напрокат в московском отделении фирмы «Братья Пате» в Столешниковом переулке, которое работало до Первой мировой войны. После войны и революции никакого Pathé в России было уже не купить, но немного переделанный «Кок» стали использовать в кинопередвижках. Это были грузовики с кинопроекторами , которые ездили по городам и сёлам, крутя пропагандистские киноленты. В конце 1920-х от «Коков» почти отказались из-за неудобств с плёнкой. Свои кинопроекторы советская промышленность стала делать только в 1930-е годы.
На этом век «Кока» закончился. Но его создатель — компания Pathé — жива и сейчас. Как и её логотип с галльским петухом. К аппарату прилагается лента с фильмом «Сахарный тростник, его сбор и обработка».
В проекте Политехнического музея по созданию онлайн-коллекции «Штуки, механизмы и агрегаты Политеха» появляется всё больше оцифрованных экспонатов. Увидеть эти предметы и узнать историю их создания можно по ссылке, в разделе «Коллекция». Проект реализуется при поддержке мецената Руслана Горюхина.