Найти тему
Политехнический музей

Что за «Кок» предназначался для домашнего просмотра фильмов?

Это один из кинопроекторов самой крупной кинокомпании рубежа XIX–XX веков — фирмы братьев Пате. «Кок» появился, когда разные производители пытались продвинуть свой стандарт киноплёнки на рынке, и стал отражением войны форматов .

В конце XIX века самой крупной кинокомпанией в мире была фирма, которую основали и назвали в свою честь четверо французов — братья Пате. Компания братьев Пате снимала кино, выпускала оборудование для съёмок и кинопоказа, открывала кинотеатры. Кроме того, она занималась производством восковых валиков для фонографов, контролируя этот рынок.

Кино становилось массовым искусством, и зрители уже хотели смотреть фильмы не только в кинотеатре, но и дома. Для таких показов фирма Pathé создала достаточно компактный проектор. Аппарат назвали «Кок» — в честь символа компании, галльского петуха. Петух по-французски — le coq. Почему название проектора произносится так же, а пишется иначе — неизвестно. Возможно, создатели считали такое написание более интернациональным или универсальным.

-3

«Кок» предназначался для домашнего просмотра фильмов. Устройство работало автономно — в него не нужно было вставлять батарейки или подключать к сети питания. Внутри аппарата стоял генератор — он вырабатывал ток, когда оператор крутил ручку подачи плёнки. Очень удобно.

Другая особенность аппарата была связана со стратегией Pathé. В то время кинобизнес искал самый удобный формат, и в этой гонке лидировала 35-миллиметровая плёнка — впоследствии она победила, и весь XX век кино снимали в основном на неё. Компания Pathé решила продвигать собственный формат — плёнку 28 мм. У неё был ряд плюсов. Она у́же, а значит, дешевле. Она запатентована Pathé, и это выгодно для Pathé. И самое главное — она не такая пожароопасная, как 35-миллиметровая плёнка. Дело в том, что последнюю производили из нитроцеллюлозы — вещества, лежащего в основе бездымного пороха. Материал проявлял себя во всю мощь — на пожарах в кинотеатрах в XIX и начале XX века гибли сотни людей. 28-миллиметровую плёнку делали из более безопасного ацетата целлюлозы.

-5

Из-за особенности формата на «Коке» можно было смотреть только фильмы, снятые компанией Pathé. Впрочем, это не слишком стесняло зрителя, так как на рубеже веков компания снимала массу фильмов самых разных жанров.

-6

Выпуск «Кока» начался в 1912-м, а закончился в 1925 году. Продавался аппарат и в России — здесь его покупали земские учреждения, учебные и развлекательные заведения, частные лица для домашнего просмотра. Фильмы к нему можно было взять напрокат в московском отделении фирмы «Братья Пате» в Столешниковом переулке, которое работало до Первой мировой войны. После войны и революции никакого Pathé в России было уже не купить, но немного переделанный «Кок» стали использовать в кинопередвижках. Это были грузовики с кинопроекторами , которые ездили по городам и сёлам, крутя пропагандистские киноленты. В конце 1920-х от «Коков» почти отказались из-за неудобств с плёнкой. Свои кинопроекторы советская промышленность стала делать только в 1930-е годы.

-7

На этом век «Кока» закончился. Но его создатель — компания Pathé — жива и сейчас. Как и её логотип с галльским петухом. К аппарату прилагается лента с фильмом «Сахарный тростник, его сбор и обработка».

В проекте Политехнического музея по созданию онлайн-коллекции «Штуки, механизмы и агрегаты Политеха» появляется всё больше оцифрованных экспонатов. Увидеть эти предметы и узнать историю их создания можно по ссылке, в разделе «Коллекция». Проект реализуется при поддержке мецената Руслана Горюхина.