С книгами Отфрида Пройслера я познакомилась, кажется, в дошкольном детстве - в "Мурзилке" печаталась история Маленького привидения. Потом была книжка про маленького водяного, а Маленькую Бабу-Ягу я прочитала вообще в студенчестве. Но больше всего я любила историю Крабата, ученика колдуна с Чёрной мельницы. Как же я мечтала лет в тринадцать, чтобы эта книга была моей! Но увы - оставалось перечитывать библиотечную...
Жуткая, поэтичная книга, полная фольклора лужицких сербов - впрочем, сюжеты эти были вполне расхожими и у других народов. Какой народ не связывал мельницы (и мельников!) с нечистой силой?
Крабат - обычный мальчишка-сирота. Родители его умерли, а у приютившего его пастора он не прижился, хотя, в общем-то, человеком тот был хорошим. Так что Крабат бродяжничает, пока однажды не слышит зов... Так мальчик оказывается на Чёрной мельнице.
Одиннадцать подмастерьев на ней - и один Мастер. Крабату предстоит стать двенадцатым - если, конечно, он выдержит испытание. А пока он всего лишь ученик...
Странные дела творятся на мельнице, слишком много вопросов у Крабата, но лучше не спрашивать! Когда будет нужно, Мастер сам скажет то, что посчитает нужным.
Двенадцать подмастерьев - и все разные. Тонда хороший, добрый - он помогает Крабату. И Юро добрый, хоть и не очень умён. Михал и Мертен, двоюродные братья, тоже работящие и справедливые. Только Лышко надо опасаться, он доносчик...
...Первое испытание пройдено - Крабат теперь будет учиться не только молоть зерно - мельник оказался Чернокнижником. Учит он колдовству и заклятьям, но какова цена силы, используемой Мастером?
Время от времени на мельницу является незнакомец в чёрном - и ради него запускается седьмой, "мёртвый" жёлоб, на котором никто никогда не мелет ни пшеницу, ни ячмень, ни рожь... Подмастерья даже не знают, что они ссыпают из мешков, что приносит незнакомец с горящим пером на шляпе! Кто он? Нет ответа... Только под Новый год на одного подмастерья становится меньше, да на следующий день появляется новый мальчишка, захотевший в ученики к мельнику.
Парни учатся Чернокнижию, но, кажется, к ним (кроме, пожалуй, Лышко) не липнет дурное. Магию они используют лишь по приказу Мастера, да для шалостей. Но работают они сами, и новое колесо делают, и торф заготавливают, и мельницу чинят - всё, что надо по хозяйству.
Через год не стало Тонды. Предчувствуя свою судьбу, он однажды расскажет Крабату, что любил девушку, Воршулу, - но Мастер погубил её.
Существует только один путь положить конец всему. Один-единственный! Если есть девушка, которая тебя любит, и если она попросит Мастера тебя отпустить и сможет выдержать испытание…
Крабат любит - и боится, что его любовь может навредить той, то он зовёт Певуньей. Нет, он не знает её имени, не хочет его знать - ведь если Мастер
узнает, то может получить власть над девушкой.
Год идет за годом - не стало Михала. Крабат и Юро задумываются, как избавиться от власти Чернокнижника - смерть подмастерьев его дань Незнакомцу с огненным пером.
Любовь и дружба спасут Крабата, Певунью, Юро и десять других парней. Только любовь и дружба, вера в себя, в товарища и любимого могут противостоять силам зла.
Книга эта не просто сказка - есть тут о чем задуматься и взрослым. Легенды не возникают на пустом месте, а в сказках часто таится ключ к пониманию души человеческой.
История Крабата была экранизирована - в 1977 году Карел Земан создал мультфильм (Чехословакия-Германия). Атмосфера книги в мультфильме передана отлично, но рисовка достаточно условна. Я люблю этот мультфильм, он впечатлил меня ещё в детстве, но тут дело вкуса.
Экранизация 2008 года ничем не похожа на детскую сказочку . Режиссер Марко Кройцпайнтнер не пытался создать красивую костюмированную ленту в духе немецких сказок нашего детства. Бедность, голод и холод предстают таким, как есть. Колдун поначалу кажется неплохим человеком - он даёт Крабату и одежду, и ночлег и еду - а много ли надо замерзавшему подростку?..
Но чем дальше, тем более жестокой представляется жизнь не мельнице Крабату. И всё же дружба и любовь дают ему силы. Удивительно, но следуя тексту книги- и не сильно от него отклоняясь - Карел Земан и Марко Кройцпайнтнер создали совершенно разные произведения. Фильм маркирован 18+, видимо, потому что есть "сцены жестокости" - драки, нападение солдат на деревню (события синхронны Тридцатилетней войне), смерть... Фильм дополнил то, что могло быть - и что разъясняет детали, не объясненные в книге.
Мрачный романтизм - пожалуй то, что напрашивается в качестве характеристики.
Несколько моментов, о чем, пожалуй, я жалею - во-первых, в фильме пропала политическая составляющая. В книге Мастер мечтает о власти земной, он вхож к курфюрсту Саксонии, он влияет на вопросы войны и мира - и не является ли в таком случае Мастер представителем интересов Смерти, прячущейся под личиной Чёрного господина с пылающим пером на шляпе? И второе - фольклорная составляющая заменена "условно-старинным" антуражем, не привязанным ни к какой конкретной стране. Зато усилены христианские мотивы - ненавязчиво, но те, кто в теме, увидят интересные отсылки.
Зато в фильме ярче и яростнее показана борьба Крабата с собой, его моральный выбор. И если выбор действительно правильный, то любовь, братство, верность спасут душу и вернут свободу...
Трейлер сильно всё упрощает, но представление о "картинке" даёт:
Всё же за фильм я бы посоветовала взяться после книги. Её можно посоветовать подросткам лет с двенадцати, и, думается, многие читающие прочтут её с увлечением.
Что ж, за сим я откланиваюсь - и желаю приятного чтения и просмотра!
Искренне Ваша - Умная Эльза.