Март в Театре на Юго-Западе оказался щедр на юбилеи. Только отгремело 60-летие Евгения Бакалова, как уже подоспело 55-летие художественного руководителя театра, режиссёра и актёра, заслуженного артиста РФ Олега Леушина.
Кажется, вот только вчера отпраздновали 50 лет, и уже снова 5 лет позади. Это была трудная пятилетка, в которую вошёл ковид с карантином, полупустыми залами и финансовой эквилибристикой для удержания театра на плаву, с потерями и испытаниями. В этот же период случились и счастливые приобретения – целая команда «молодого косяка», премьеры, юбилеи. Жизнь не устаёт «щекотать нервы» и, как знать, о такой ли хлопотной доле мечтал шестиклассник Олег, когда однажды, сыграв в драмкружке пионера, твёрдо решил пойти в актёры. Ведь одно дело быть артистом, воплощать режиссёрский замысел и идти размеренно и счастливо одной тропой. Другое – ставить спектакли, продолжая играть на сцене, и руководить большим творческим коллективом, состоящим по обыкновению, из личностей незаурядных и неоднозначных.
Тем, кто видел Олега Леушина в многочисленных и разнообразных ролях, наверное, не покажется странным, что его жизненный путь чуть было не свернул на сцену иного порядка – на балетную. Родители всерьёз подумывали о том, чтобы отдать пластичного ребёнка в Пермское государственное хореографическое училище. Батманы, шпагаты и просто завидная лёгкость в танцевальных номерах, которыми всегда славились спектакли Валерия Романовича Беляковича, для Олега Леушина стали практически фирменным знаком. Как пригодились эти навыки в появлении на сцене главного героя спектакля «Калигула» (версия 1999 г.)! На «струящийся» выход героя, окутанного лиловым дымом, можно было смотреть до бесконечности. В 2000 году за исполнение роли страшного и харизматичного тирана Калигулы актёр стал лауреатом театральной премии редакции «МК».
Это сейчас уже пошёл четвёртый десяток лет на сцене любимого «Юго-Запада». Прежде екатеринбургскому мальчишке приходилось буквально торить свою дорогу в театр, выкладывать её «булыжниками» усилий и нешуточной закалки характера. Поступить в Свердловский государственный театральный институт, обладать природной гибкостью, растяжкой, иметь серьёзные фехтовальные навыки и успехи, а также ангельскую внешность оказалось недостаточно. Чуть было не отчисленный с первого курса студент, проявил смекалку и волю, самостоятельно явившись в военкомат и попросившись в армию. Шаг нетривиальный, но не по-юношески мудрый: из армии начинающий актёр вернулся полностью готовым к любым жизненным трудностям и, главное, к их преодолению. Учёба в театральном вузе пошла как по маслу. Затем «проводниками судьбы» стали будущие коллеги Виктор Авилов и Алексей Ванин, с которыми встретились на съëмочной площадке. Они и заронили в юного Олега мысль о «Юго-Западе». Валерий Романович взял стеснительного уральца на роль слуги Капулетти Петра в «Ромео и Джульетте», хотя пробовал и на Ромео. Да куда там! Нет так проста «Школа Беляковича», чтобы «вписаться» в неё с ходу.
Это сейчас опытный актёр и режиссёр с иронией вспоминает шутливо-справедливые слова Мастера о том, что «Леушин пришел в театр ни-ка-кой». Не до смеха было долго. И тут снова пригодились и спортивная закваска, и армейская выносливость, и самодисциплина. На одном таланте далеко не уедешь. Но и без него Белякович никогда бы не взялся «воспитывать» по своей системе универсального актёра из провинциального новобранца.
Пошла работа, начались роли высокого порядка: хрестоматийный Хлестаков, кавалер Рипафратта («Карнавальная шутка»), красавец Дэвид («Комната Джованни»), обворожительный Он («Аккордеоны»), кудрявая, большеглазая кукла Херувим («Куклы»), Кочкарëв и Подколëсин в извечно экспериментальной «Женитьбе», инфернальный Ван Хельсинг в «Дракуле». И, наконец, роли особой величины – Калигула, Гамлет, Тригорин, Воланд. Во многих спектаклях довелось сыграть поочерёдно несколько ролей. В других пришлось шагать от роли к роли параллельно возрасту: от Гамлета через Горацио к Клавдию, от Хлестакова до городничего, от ведьмы до Дункана («Макбет»), от Коровьева к Воланду, от Херувима до герцога Альдукара («Куклы»).
Казалось бы, наслаждайся востребованностью, размахом амплуа и разнообразием персонажей, разве не этого хотел? Жизнь распорядилась, как это часто бывает, по-своему.
Однажды Валерий Романович, по воле рока временно уходя руководить другим театром, предложил актёру Олегу Леушину «ключи от Юго-Запада» или, проще говоря, занять своё место. Олег Николаевич и сейчас признаëтся, что это стало для него необъяснимой неожиданностью, но, как настоящий «солдат армии Беляковича», от помощи отказаться не посмел.
Тут уже и пришлось, и захотелось испить из другого «бокала творчества»: попробовать силы в режиссуре. Валерий Романович никогда и никому не отказывал в эксперименте. Режиссёр Олег Леушин нащупывал свой стиль в «Людях и джентльменах» (2012), поставил лидера народной популярности «Любовь и голуби» (2013), предложил юной публике захватывающие морские приключения «В поисках сокровищ» (2014). Далее последовали более «широкоформатные» постановки: эстетически завораживающий «Портрет Дориана Грея» (2015) и ремейк «Трёх цилиндров» под названием «Дозвониться до дождя» (2016).
Внезапный уход Мастера обрушил мир каждого, кто соприкасался с его детищем – театром и его творчеством – спектаклями. Когда немного «отпустило», Олег Леушин снова встал за штурвал «юго-западной» шхуны, который он незадолго до трагедии передал в руки Мастера. Первым делом было закончено начатое Валерием Романовичем – постановка спектакля по пьесе Петра Гладилина «ZOOFELLINI\ интернет и тв времен римской империи» (2017). В память о Мастере была поставлена и булгаковская «Кабала святош» (2018).
Театр ожил и потребовал новых репертуарных вливаний. Главный режиссёр «пошутил» «Примадоннами» Кена Людвига (2019), пофилософствовал постановкой «Ромула Великого» (2021), подарил своей любимой партнёрше Карине Дымонт к её личному юбилею чудесное «Средство Макропулоса» (2022).
И всë-таки главной задачей для себя художественный руководитель и режиссёр театра Беляковича видит сохранение наследства Мастера. Приток в труппу молодых сил и энергия патриархов театра позволили подарить новую жизнь многим классическим и историческим спектаклям «Юго-Запада»: «Женитьбе» (2022), «Старым грехам» (2022), обновить состав легендарной постановки «На дне».
55 в наше время – молодость. Пусть вторая или третья. Есть ещё, где разгуляться творческим идеям и силам. Главное, неустанно вести крепкий театральный «корабль» заданным курсом, успешно преодолевая неизбежные бюрократические и хозяйственные «рифы», успевая играть любимые роли, школить молодых актёров по системе Мастера, ставить новое, восстанавливать легендарное. Вечерами возвращаться в свой дом, в котором когда-то соседствовал с Валерием Романовичем, тискать четырёх замечательных внуков, обожать четырёх роскошных овчарок. И мчаться летом на машине всей семьёй в любимый Крым, чтобы попросить у моря и гор поделиться вдохновением на очередной творческий год.