Завтра, 25 марта, последняя великопостная Родительская суббота, после неё до праздника Радоницы поминовение усопших не совершается.
В храме свечи за усопших ставятся на панихидный стол, подсвечник, иначе его именуют каноном или кануном, заупокойным подсвечником. Канун обычно находится около большого храмового распятия – Голгофы. Часто рядом с кануном есть столик для поминальных приношений верующих, то есть для продуктов, приносимых за упокой души.
Зажигая свечу, мы просим Бога упокоить усопшего в небесных обителях.
За кого можно поставить свечу в храме? За тех, кто не был крещен, или о ком мы точно не знаем, были ли они крещены, мы тоже можем поставить свечу. Однако в записках на Литургию их имена не поминаются. Можно поставить свечу и за безымянного, например, за младенца, погибшего в результате аборта.
За самоубийц свечи в храме не ставят. Есть тут, правда, тонкости. Например, он душевнобольной, и не осознавал, что делает. В таких случаях надо поговорить со священником, уточнить ситуацию.
Преподобный Паисий Святогорец: "Подобно тому как, навещая заключённых, мы приносим им прохладительные напитки и тому подобное и облегчаем тем самым их страдания, так же мы облегчаем страдания усопших молитвами и милостынями, которые совершаем об упокоении их душ. Молитвы живых об усопших и совершаемые об их упокоении службы – это последняя возможность получить помощь, которую даёт усопшим Бог – до Второго Пришествия. После конечного Суда возможности получить помощь у них уже не будет.
Бог хочет помочь усопшим, потому что Ему больно за них, однако Он не делает этого, потому что у Него есть благородство. Он не хочет дать диаволу права сказать: «Как же Ты спасаешь этого грешника, ведь он совсем не трудился?». Однако, молясь за усопших, мы даём Богу «право» на вмешательство. Надо сказать и о том, что в большее «умиление» Бога приводят наши молитвы об усопших, чем о живых.
Поэтому наша Церковь и установила освящение заупокойного колива, заупокойные службы, панихиды. Заупокойные службы – это самый лучший адвокат о душах усопших. Заупокойные службы обладают такой силой, что могут даже вывести душу из ада...».
Но, кроме поминовения усопших на родительских субботах, большой помощью усопшим родственникам будет чистота нашей души. Вот как пишет об этом преподобный Паисий Святогорец: "Полезнее, чем все поминовения и заупокойные службы, которые мы можем совершить за усопших, будет наша внимательная жизнь, та борьба, которую мы совершаем ради того, чтобы отсечь свои недостатки и очистить душу. Ведь результатом нашей свободы от вещей материальных и от душевных страстей будет не только то, что сами мы почувствуем облегчение. Облегчение получат и усопшие праотцы всего нашего рода. Усопшие испытывают радость, если их потомок живёт с Богом. Если мы не находимся в добром духовном состоянии, то наши усопшие родители, дед и прадед, все наши предки страдают. «Посмотри-ка, как живёт наш потомок!» – говорят они и расстраиваются. Однако, если мы находимся в добром духовном устроении, они радуются, потому что были сотрудниками Бога в нашем рождении и Бог некоторым образом обязан им помочь. То есть усопшим доставит радость, если мы предпримем подвиг и постараемся благоугодить Богу своей жизнью. Поступая так, мы встретимся с нашими усопшими в Раю, и все вместе будем жить в жизни вечной".