Найти в Дзене
Открытая семинария

Религия будущего

Сегодня хочу поговорить о будущем Христианства и Ислама - коснуться их совместного будущего, потому что их будущее, как и их прошлое - совместное. И речь идет не о каком-то снкретизме, или экуменизме - речь идет о Евангелии, истории, пророчествах.

ОС уже многократно затрагивала тему Христианства и Мусульманства: и в контексте их мирного сосуществования и сопересечении в прошлом, на просторах Великой Тартарии, и в плане единства главных постулатов, и в реалиях обращения многих мусульман (хотя часто и тайно) в веру в Иисуса Христа - Мессию. Не многие сегодня знают (и на то есть причины), что в современном Исламе есть мощнейшее, хотя и "подводное", малозаметное невооруженному глазу течение "истинных мусульман" - так называют себя те мусульмане, которые уверовали во Христа. Они по-прежнему ходят в мечеть (даже прилежней, чем прочие), они одеваются, живут, кушают, учатся и работают - как мусульмане. Но они тщательно читают Коран, а также Библию (которую Коран призывает верующих мусульман читать), и они верят в Иисуса Христа как Господа и Спасителя.

Я очень много ездил по миру, по мусульманскому миру в особенности, и будучи пастором и преподавателем, участвовал во многих богословских конференциях, конгрессах, съездах - в том числе и представителей "истинных мусульман". Большинство христиан этих людей не смогло бы назвать "своими" по вере - они не так поклоняются Богу, не на том языке говорят, не являются членами их деноминации и не совершают тех важных обрядов, которые совершают те или иные группы христиан. Но это - большая отдельная тема, о которой я не собираюсь пока говорить, уже хотя бы потому, что зачастую "истинные мусульмане" подвергаются гонениям среди "своих", среди мусульман, и мне не хотелось бы нечаянно "засветить" таких людей и тем самым подвергнуть опасности.

-2

Сегодня хочу поговорить не об истории Христианско-Исламских отношений в прошлом, не о современной даже ситуации - а о неизбежном и четко определенном пророчествами обеих религий совместному будущему Христианства и Ислама, конкретно в России. Несмотря на сегодняшнюю казалось бы пропасть между этими двумя религиями - пропасть, которую исторически обе стороны копали много столетий - есть не просто надежда, но и уверенность на то, что Христианство и Ислам не просто смогут найти общий язык (как это было в Тартарии - о чем я еще намереваюсь подробно написать), но и по-настоящему объединиться вокруг Иисуса Христа. Каким образом?

Дело в том, что Ислам ожидает полного раскрытия понимания истины, заложенной в Священных Писаниях в будущем, теперь уже очень близком - всвязи с деятельностью Махди, который посылается в мир, чтобы явить всякую правду и раскрыть все то тайное и до поры сокрытое, что находится в Писаниях. Мусульмане, верующие в приход Махди, прекрасно понимают, что настоящий Ислам - это Ислам Махди, что полнота откровений, заложенных в Писаниях, раскрывается только в будущем, с приходом Обетованного, того, которого мы называем Белым царем. Он откроет, согласно исламской традиции, что-то очень важное для мусульман - он как будто бы сдернет пелену с их глаз, и тогда Всевышний прославится по-новому, в необыкновенном величии.

-3

Многие, к сожалению, связывают это величие, да и всю деятельность обетованного Махди с военными победами и завоеваниями Ислама. Но это понимание происходит не из Корана, а от агрессивных (запрещенных на территории России) исламских группировок, ставящих своей провозглашенной целью насильственный захват власти в мире. Это - такое же искушение, как и в христианстве, ожидающем приход не только Предтечи, но и антихриста. Так и Ислам должен помнить (и помнит) о том, что кроме посланного Всевышним Махди в последние времена появится еще и служащий Шайтану - Даджжаль. Это - мусульманский эквивалент христианскому антихристу, человеку греха, беззаконнику, собиарющему народы на последнюю войну против Бога и Его народа.

Ислам, как и христианство, говорит о том, что в последние времена разразится борьба между Махди (Предтечей, Белым царем) и Даджжалем (антихристом). Борьба эта будет носить не только геополитический характер, но в первую очередь послужит приготовлением всего человечества ко Второму Пришествию Иисуса Христа и к тому выбору, который все люди в это время должны будут открыто сделать: за Предтечу или за Даджжаля:

-4
«Нет сомнений, Час настанет, но время наступления его сокрыто (никому, кроме Меня, не ведомо). А произойдет оно [наступление Конца Света] для того, чтобы каждая душа [в Судный День] получила заслуженное воздаяние, итог своих [мирских] усилий, стараний» (Св. Коран, 20:15).

В Судный День милость распространится только на уверовавших в Него при жизни:

«Тот, кто предстанет [в Судный День] пред Богом грешником [преступником, безбожником, кто так и не изменился за всю свою сознательную жизнь, тому — Ад, где он не умрет, но и жить не сможет. Кто же предстанет пред Ним верующим, совершавшим благие дела, им — высочайшие уровни [в Раю]» (Св. Коран, 20:74, 75).

Драматические события в мире, предшествующие Второму Пришествию, Ислам связывает с громадной, преобразующей весь мир деятельностью Предтечи и Даджжаля, собирающих и цонцентрирующих вокруг себя две группы людей: народ святой со стороны Предтечи, и последний Вавилон со стороны Даджжаля.

Так вот, Ислам является по определению незавершенной, открытой религией - открытой к тем благословенным выводам и откровениям, которые принесет с собой Махди. И только в свете этих откровений, которые (согласно пророчеств) будут шокирующими для многих мусульман, но, тем не менее, будут приняты настоящими верующими, поскольку так предусмотрено Всевышним - только в свете этого можно говорить о будущем Ислама. Оно открыто. Оно непременно заполнится - как идущими за Даджжалем в бездну, так и идущими за Махди - к Богу, в Его Царство. Это не просто прогноз или надежда - это и пророчество, и ожидание Исламского мира.

-5

Православие - религия будущего

Посмотрим теперь на христианство - хотя бы на то, как оно представлено Православием. Беда современного (да и любого времени) православия, согласно самим же православным авторам, заключается в чрезмерном фокусировании на "староверии". Возможно, это касается в какой-то степени и меня, так как я вижу раннюю форму, традицию христианства на Руси - ту, что была принесена апостолом Андреем Первозванным и была у нас от начала - как более близкую к Евангелию, к апостолам, чем позднейшие Ватикано-Византийской модификации веры, которые обрушились на Русь и погубили ее.

Но если я гляжу в самои истоки христианства на Руси, то есть множество православных людей из клира и мира, которые глядят с не меньшим благоговением на разные периоды в истории русского Православия: до Софьи, до Петра, да Раскола, до Стоглава, до Революции и т.д. - и находят где-то там свой несколько романтизированный и прикрашенный идеал. Кто-то больше доверяет современному толкованию - и это тоже понятно, нормально. Но хотя бы уже ключевой вопрос о покаянии и о предреченном приходе Белого царя являет, что единства и понимания в среде верующих (и не только православных) не существует. Более того, в среде православных монархистов вы вряд ли найдете двух людей, согласных друг с другом.

-6

Все это потому, что истинного Православия, как и Ислама, согласно пророчеств надо искать между двумя полюсами: (1) в истоках, и (2) в грядущем Царстве Предтечи (или Махди). Поиски "единственно верной" формы богопоклонения, богопонимания, богословия где-то между этим началом и концом, этой Альфой и Омегой, вестись, конечно, будут, и будут приводить еще ко многим спорам. Но по-настоящему узнать, что же такое "истинное Православие" нам только предстоит. Вспомните хотя бы одно из множества пророчеств об этом.

Святитель Феофан Полтавский (1930 г): «Произойдёт то, чего никто не ожидает. Россия воскреснет из мёртвых и весь мир удивится. Православие в ней возродится и восторжествует. Но того Православия, что прежде было, уже не будет... Самим Богом будет поставлен сильный Царь на Престоле. Он будет большим реформатором и у него будет сильная Православная вера. Он низринет неверных иерархов Церкви, он сам будет выдающейся личностью, с чистой, святой душой. У него будет сильная воля».

Православие, таким образом, как и Ислам, есть в первую очередь религия будущего, а не прошлого. Бессмысленно и вредно (еще большими разделениями и ересью) искать некую "законченную" модель Православия в прошлом - она в будущем. Мы должны знать свою историю, в особенности церковную историю - это я пишу как профессиональный церковный историк. Из церковной истории мы можем извлечь и извлекаем уйму прекрасных уроков. Но найти в прошлом тот идеал, который Господь в Своей мудрости осуществляет лишь в конце времен, с Царством Предтечи - невозможно. Можно, конечно (многие это делают, потому что это легче всего) примкнуть к какой-то узкой идейке за такой-то год и ругать всех, кто этого "еще не сделал". Можно креститься двумя пальцами, а не тремя - слава Богу, за это теперь не сжигают целыми городами. Но это мало приблизит нас к тому, что Господь уготовил для нас в Царстве Предтечи.

В одной из ближайших публикаций надеюсь познакомить вас поближе с совместным прошлым Христианства и Ислама - на просторах Великой Тартарии. Заодно начнем отвечать на давно интересовавший нас вопрос: какова же было ранняя христианская традиция Святой Руси?