1984 год
СССР
15 апреля 1984 года в 23 часа 40 минут в УКГБ по Смоленской области стало известно, что председательколхоза Иванов зверски убит примерно час назад у себя дома в деревне Боярщина Демидовского района путём нанесения многочисленных ножевых ранений. Преступники скрылись.
На место события немедленно выехала оперативно-следственная группа. Проверялось несколько версий. Наиболее реальной оказалась одна из них: убийство совершено в связи с выполнением потерпевшим служебного и общественного долга. По сообщению агентов, доверенных лиц, а также со слов местных жителей, его могли совершить братья Клименковы и Сергей Степанов - жители соседней деревни Шелуганово.
Александр Клименков, 1959 года рождения, его брат Анатолий, 1966 года рождения, а также Сергей Степанов, 1960 года рождения, длительное время вели антиобщественный образ жизни, хулиганили, терроризировали односельчан. Александр Клименков в 1983 году по инициативе Иванова привлекался к уголовной ответственности по ст. 209 УК РСФСР (бродяжничество) и до 12 апреля 1984 года отбывал наказание в ИТК, но на путь исправления не стал. Как выяснилось, накануне убийства все трое, будучи в нетрезвом состоянии, нарушали общественный порядок в сельском клубе, нанесли ножевые ранения колхознику Родионенкову. После задержания милицейским нарядом при транспортировке в районный центр напали на работника милиции и, нанеся ему тяжкие телесные повреждения, бежали.
Приблизительно в 22 часа преступники обманным путем проникли в дом Иванова и убили его. Затем похитили два двуствольных ружья с 30 патронами, наган, заряженный семью патронами, охотничьи ножи, компас, бинокль и на служебной машине председателя уехали в неизвестном направлении.
Выяснилось также, что Александр Клименков неоднократно грозил расправиться с Ивановым. Он не мог простить председателю его непримиримого отношения к ним как к тунеядцам и хулиганам. Такие же угрозы высказывали его брат и Степанов.
Кроме того, агентурным путем и с помощью оперативной техники получили сведения, что члены этой преступной группы вынашивали план бегства за границу.
Прокуратура возбудила уголовное дело. Одновременно приняли меры к розыску и задержанию преступников. Силами УКГБ, прокуратуры и милиции сформировали оперативно-поисковые группы, снабженные техническими и криминалистическими средствами, а также группы захвата со служебно-розыскными собаками. Блокировали близлежащие дороги, на автовокзалах и железнодорожных станциях выставили подвижные посты. В срочном порядке были размножены фотокарточки и описание примет разыскиваемых. Для координации мероприятий и взаимодействия с органами милиции и прокуратуры в УКГБ создали штаб.
О возможных попытках объектов розыска перейти государственную границу немедленно сориентировали оперативно-розыскной отдел Краснознамённого Западного пограничного округа КГБ. По мере выявления их иногородних связей, у которых они могли бы укрыться, ставились в известность соответствующие территориальные органы КГБ и МВД.
Полученные в процессе первичных поисковых мероприятий данные позволили сделать предположение, что преступники пытались уйти в сторону Белоруссии или Прибалтики, однако осуществить это не смогли и должны были находиться где-то поблизости. На случай ухода преступников с территории области на розыск были ориентированы УКГБ соседних Калининской, Псковской и Витебской областей, а также особые отделы КГБ дислоцированных там войсковых соединений.
В ходе оперативно-следственных мероприятий выяснилось, что преступники угрожали и заведующему колхозным автотранспортом, а также ещёнескольким лицам. Во избежание новых жертв решили позаботиться о личной безопасности этих граждан. Усилили охрану складов ГСМ, сельскохозяйственной техники, магазинов и других объектов.
Перед оперативным составом поставили задачу максимально ускорить розыск, ибо в нескольких районах области создавалась нервозная обстановка, распространялись панические слухи.
С учётом этого оперативно-следственная группа помимо имевшихся возможностей в зоне поиска (21 населенный пункт)дополнительно приобрела 34 источника информации, с которыми отработала способы срочной связи и условные сигналы на случай появления преступников или получения новых данных, которые смогли бы облегчить их розыск. Широко использовались возможности районных обществ рыбаков и охотников. Обзорное обследование местности осуществлялось с военного вертолёта. Под видом отпускника в блокированный район направили оперативного работника, уроженца тех мест, имевшего много родственников и знакомых. Регулярно получаемая от него информация облегчала решение стоящих перед органами госбезопасности задач, в частности, помогла избежать ошибок при подборе доверенных, сократить время на проверку лиц, представлявших оперативный интерес.
20 апреля доверенный Алёшин из деревни Савенки сообщил, что на рассвете к его дому подходил Анатолий Клименков, которого он узнал, но открыть ему дверь побоялся. Появление одного из разыскиваемых подтверждалось данными, полученными с помощью оперативной техники: ночью мать Клименковых выходила из дома и приглушенным голосом звала сына. В расположенной поблизости молочной ферме обнаружены следы ночлега, а также исчезновение резиновых сапог, соответствующих размеру обуви Анатолия Клименкова.
Полученные сведения указывали на то, что, по крайней мере, один из преступников укрывается вблизи своей деревни, что дало основание усилить розыск на данном участке. Специально для этого была выделена группа оперработников. В неёвключили приехавшего якобы в отпуск сотрудника, лично знавшего разыскиваемого. Близлежащий лесной массив условно разбили на квадраты, каждый из которых тщательно прочесали. Это мероприятие дало положительный результат. В 14 часов следующего дня обнаружили неизвестного, в котором «отпускник» на значительном расстоянии опознал Анатолия Клименкова. На пути его следования устроилизасаду, и вскоре разыскиваемый, не успев воспользоваться имевшимся у него револьвером, был арестован. На допросе он показал, что не смог встретиться с братом и Степановым и укрывался в лесу и нежилых помещениях окрестных деревень. Об их судьбе он якобы ничего не знает. В ходе внутрикамерной разработки эти данные подтвердились.
Местонахождение Александра Клименкова и Степанова по-прежнему было неизвестно. Физический розыск, несмотря на участие в нем значительных сил, скрытые посты и засады в местах возможного их появления, ощутимых результатов не дали. По косвенным данным можно было предположить, что подозреваемые укрываются в северо-западной части Руднянского района, куда они, видимо, направились после убийства Иванова, надеясь отсидеться в этой труднопроходимой болотистой местности. Вскоре в этом районе был ограблен магазин.
22 апреля 1984 года тот же доверенный Алешин сообщил, что Клименков и Степанов приходили ночью к нему домой, интересовались обстановкой, попросили поесть, сказав, что у них много спиртного, но продуктов питания нет. В свою деревню к родителям они идти опасаются, так как, наблюдая в бинокль, увидели там милиционеров.
Итак, прояснилась картина местонахождения преступников. Из предполагаемого места укрытия в Руднянском районе (что позднее подтвердилось) они перебрались в юго-восточную часть Демидовского района.
Учитывая, какую серьёзную опасность представляли эти лица, следовало убедиться в абсолютной достоверности сведений, после чего решать вопрос о передислокации сил. Доверенному поручили под благовидным предлогом посетить родителей разыскиваемых и «по секрету» рассказать им о ночном визите беглецов.
Поскольку милицейские засады по месту жительства родителей и прочих связей преступников не составляли для них секрета, приняли решение посты демонстративно снять, все наряды милиции из деревни вывести, а за домами Клименкова и Степанова установить постоянный негласный контроль, используя оперативную технику. В целях прикрытия с санкции прокурора провели обыски и допросили членов семей. Через доверенных лиц распространили слух, что следы преступников якобы обнаружены в Рудняиском районе, куда и выехала милиция.
К этому времени удалось перепроверить информацию Алёшина и убедиться в надежности этого источника. Последний дополнительно сообщил, что Клименков и Степанов укрываются в окрестностях деревень Шелуганово и Савенки, а их родители покрывают преступную деятельность своих сыновей и по возможности оказывают им помощь.
Все это позволило внести существенные изменения в планы мероприятий, пересмотреть расстановку сил и средств, скорректировать тактику дальнейших действий. Район поиска был значительно сужен и ограничен пределами вышеуказанных деревень с прилегающей к ним местностью. Сюда были стянуты все участвовавшие в мероприятиях люди и техника, осуществлено плотное прикрытие возможных путей отхода, приведена в готовность группа захвата.
23 апреля в 22 часа 30 минут с помощью оперативной техники зафиксировали появление в доме Степановых их сына и Александра Клименкова. Приказав шёпотом не зажигать свет, ночные гости торопливо попросили поесть и быстро собрать продукты на дорогу.
По сигналу тревоги дом был окружен, с помощью мегафона преступникам предложили сдаться, однако это предложение было отвергнуто. По данным, полученным оперативно-техническим путём, Клименков и Степанов имели два охотничьих ружья с 30 патронами, кинжалы и т. п. Они решили живыми не сдаваться, а уничтожить как можно больше преследователей и в случае неудачи покончить жизнь самоубийством. Отец и мать Степанова, поочередно выходившие из дома, чтобы осмотреться, были задержаны группой захвата и на допросе подтвердили эти намерения преступников.
Во избежание лишних жертв руководители операции приняли решение ждать рассвета. Однако Степанов попытался прорваться через окружение, и в завязавшейся в темноте перестрелке был убит. Клименкова с применением специальных средств взяли живым.
Таким образом, через восемь суток после совершения убийства преступники были разысканы и обезврежены. Обстановка в районе нормализовалась.
(Источник: Шиверских А.)