Принципы ведения спарринга, тактика и стратегия, тайминг и моменты для атак, контратак, комбинаций.
Если знаешь противника и знаешь себя, сражайся хоть сто раз, опасности не будет; если знаешь себя, а его не знаешь, один раз победишь, другой раз потерпишь поражение; если не знаешь ни себя, ни его, каждый раз, когда будешь сражаться, будешь терпеть поражение.
— Искусство войны (Сунь Цзы)
Из этой цитаты на опыте можно понять, что это справедливо и реально не только в долгосрочном отношении, но и в момент самого поединка.
Если изначально технический набор, качественные показатели, намерия противника могут быть не ясны, то спустя время (это может быть и не более минуты, а может и несколько раундов), вы начинаете читать друг друга.
Тут важен опыт и хитрость, следует переиграть и опередить опытного соперника. Действовать нужно тем, что хорошо отработано, поставлено, действовать решительно, не упуская, возможно, единственный шанс.
Слабые свои стороны не стоит проявлять, зная их, это будет плюсом. Следует увидеть слабые места противника (в действиях, тактике, тайминге, психологии), тут же направить туда свои сильные стороны.
Никогда не показывайте всего, что умеете, не пытайтесь применить все свои фишки и коронные атаки вначале, начинайте с простого, будьте простым, но не понятным для противника, дождитесь момента, внезапности.
Много статей на канале в помощь и к данной теме. В статье о скорости важно понять, что не только скорость ваших движений важна, но рваный ритм, своевременность в тайминге и ваша реакция.
Что удар может быть мощным, быстрым, но если он видимый, то противник заблокирует, увернётся или контратакует вас. Работайте над всеми своими психофизическими качествами, повышайте показатели.
ЗАПОМНИ, САМЫЕ ЛУЧШИЕ МОМЕНТЫ ДЛЯ АТАК и КОНТРАТАК
№1 ДЛЯ АТАКИ И КОНТРАТАКИ — КОГДА ПРОТИВНИК САМ АТАКУЕТ
он в этот момент раскрывается отчасти, туда и нужно бить! На каждый удар, есть несколько траекторий и комбинаций для котнрответа. Встречный перекрестный туда же.
Почему именно этот момент? Потому что противник больше всего сосредотачивается на своей атаке, чем на защите. Особенно хорошо, если он вышел из себя (сам по себе или вы его вывели), пусть он проваливается, атакует, подгадайте и сделайте вход со встречной атакой!
Это закладывается уже с самого начала и в обусловленной, подводящей парной работе, в липких руках в «дои лин» и «кам на тхоу» парных и других комбинациях, связках. И если ты уклонился или парировал, не поймав момент или побоявшись входа, то остается:
№2 ЛУЧШИЙ МОМЕНТ ДЛЯ АТАКИ — КОГДА ПРОТИВНИК ПОСЛЕ УДАРА ОТВОДИТ ПОЗИЦИИ В ЗАЩИТУ ты должен быть как тень, поплавок на волне, но быстрее, обязательно действуй с опережением, но не совсем прямолинейно, иначе опять же нарвешься на встречный.
Входы и атаки должны быть по принципу одновременности или форшлага. Не должно быть лишнего зазора, паузы.
У не опытных бойцов постоянно простые, одиночные безуспешные атаки в воздух и пропущенный момент входа в атаку. Рывок, слабый удар или промах, разошлись и скачут далее в челноке или топчутся или замирают неподвижно. Так не следует делать. Следует искоренить такие вредные привычки!
№3. ПРОСТАЯ АТАКА ЧЕРЕЗ СМЕНУ ТЕМПА И ПАУЗУ.
Ты прикармливаешь и раздергиваешь. Дай подвиснуть противнику. До этого двигайся и 1 -2 финта прикорми стараясь реально достать. Потом дерни, микро-пауза и резкое продолжение.
Важно, как говорил, будто на звонок на двери нажимать, не нужно лишних сигналов (замахов, дерганий) или дополнительных финтов, это бессмысленно.
№4 АТАКА НА ОТХОДЕ, противник думает, что ты пятишься, а ты его встречаешь и ломаешь все планы. Замани парой шагов назад и ответь, либо уход сайд-степом и циркулем или проход в ноги.
№5 В МОМЕНТ ТВОЕЙ ЗАЩИТЫ парированием переводки. Помни, создавай иллюзию для противника что он на верном пути, что он тебя прям сейчас достанет, не дергайся как ты любишь на каждое агрессивное действие, будь спокоен и внимателен. 2/3 пути атаки позволяй сделать противнику, не раз говорил и показывал вам, и далее парируй или как раз атакуй под нужным вектором.
№6. Противник в глухой защите на одном из уровней, позиций. Например, перекрылся от твоих прямых, а ты атакуешь потом боковым (но твоя проблема, что ты не на ту дистанцию и угол вечно выходишь, доставай атакой, прикрываясь точным футворком).
Или он перекрыл голову от ударов ногами и руками твоими, ты резко проходишь в ноги на бросок или бьешь мощный лоу-кик.
Или ты имитируешь проходы в ноги, борца, противник выставляет защиту, опускает руки, ты взрываешься молниеносным хай-киком в голову (любым по ситуации).
№7 КОГДА ТЕБЕ НАНЕСЛИ СЛАБЫЙ УДАР, НО ПОПАЛИ ты можешь, конечно, хвастать «стальной бородой», как бы подавляя противника психологически... но... скорее, он просто уже «вдарит посильнее» поэтому воспользуйся этим, сыграй, будто ты ошеломлен, качнись, в секунду противник обрадуется что попал и.. вот и отвечай.
№8 КОГДА ТЕБЕ НАНЕСЛИ МОЩНЫЙ УДАР. Стерпи, противник опять в восторге, а это всё не по-буддистки, эти эмоции его тормозят, а ты будь хладнокровен и «ушатай его насмерть» в этот момент, пока он не добил тебя «комбой». Если требует состояние и ты шокирован, восстановись, передвигайся, иначе тебя добьют или возьмут на болевой, если превозмог удар, то атакуй сильнее прямо в этот же момент, ошеломи противника.
№9 ВЫМОТАТЬ ПРОТИВНИКА И ДОБИТЬ, ПРИДУШИТЬ, ВЗЯТЬ НА БОЛЕВОЙ. Порхать. как бабочка с идеальным таймингом, пока твой противник вымахивается, когда АТФ закончится его, опустятся руки, по желанию и ситуации любым ударом его «прикончи» или придуши, заломай.
№10 КЛАССИКА ОТ СУНЬ ЦЗЫ. Показываешь на Север, а бьёшь на Юг. И это не только в ударке!!! Это в футворке, в грэплипге, в липких урках, в актёрском подыгрывании (ты бог силы или ты червь, с целью манипуляции противником себе на руку) и т.д.
№11 КОГДА ПРОМАХНУЛСЯ ПРОТИВНИК, пропусти его и насади на свои самые точные и сокрушительные удары.
№12 КОГДА ПРОМАХНУЛСЯ ТЫ САМ, тут почти тоже самое, что когда ты попал или по тебе попали, эмоции и оценка тормозят бойца!!! Действуй сразу, пусть противник думает что ты мазила. Отпусти это! Сделал кривую комбу, вертуху, взглянул на противника, увидел в его глазах: «ну дебил», а он тоже и в твоих, он усмехнулся, пусть даже мысленно, и вот, в этот миг вдарь ему по самое не хочу!
№13 КОГДА ТЫ ВЫВЕЛ ПРОТИВНИКА ИЗ РАВНОВЕСИЯ ИЛИ ОН САМ ПОДСКОЛЬЗНУЛСЯ, СПОТКНУЛСЯ. Вывести можно и подсечкой, броском, можно через структуру липких рук. Равновесие может быть нарушено и в психологическом плане.
№14 КОГДА В ЛИПКИХ РУКАХ И ЛЮБОМ ГРЭППЛИНГЕ ЕСТЬ НЕАДЕКВАТНОСТЬ и ДИСБАЛАНС (в любой плоскости) ты чувствуешь «пустоту» в обороне, когда противник потерял структуру, наполненность, когда его мост не адекватный (он не пружина, а передавливает в стороны или амебный или передавливает вперед, раздергивай, бей в «дырки» эти.
№15 КОГДА ТЕБЯ ТЯНУТ НА ЗАХВАТ иди с опережением вперед по пути вектора с контратакой, контрзаломом. Либо включай структуру, тебя не смогут утащить просто так. И пока секунду мешкаются — атакуй!
№16 ВЫХОДИШЬ НА АТАКУ ЧЕРЕЗ ФИНТ РАЗНОЖКОЙ
№17 КОГДА ТЫ РАСКРЫВАЕШЬСЯ ИЛИ ЗАКРЫВАЕШЬСЯ НАРОЧНО заманивая противника на атаку под определенным углом и в определенное место, сам же думаешь не о блокировке заведомо известного удара, а о входе в контратаку известными и задуманными комбинациями.
Например, ты держишь руки широко, контролируешь секторы от хуков, оверхендов, свиногов, бэкфистов, раунд-киков… Противник пробует безуспешно всё это… И решается атаковать прямыми атаками, тут то он и попадает в ловушку. Либо, у не опытного бойца это случится сразу, он увидит открытый путь, окно для входа и сразу же попадется на навешенные тобой удары.
Можно наоборот защитить центральную ось и линию, перекрыться предплечьями и вынудить противника на боковые атаки, и при его атаке моментально атаковать мощными джебами, кроссами, двоечками. В этом есть резон, так как кротчайшее расстояние между двумя точками (вашими носами, челюстями, ребрами, коленями…) — прямая.
Но важно зачет нырков, уклонов, отбивов, подставок, футворка по углам контролировать ситуацию, чтобы в этой игре не пропустить, всё же, крюки от противника.
№18 КОГДА ПРОТИВНИК РАСКРЫЛСЯ при условии, что подходящий момент и дистанция, а противник рассеян и не контролирует происходящее, не следует путать это с тем, что в 17 пункте. Худшее время для атак, когда противник думает о защите и строит её всеми способами. Атаки твои будут в этом случае безуспешны и будут тебя выматывать.
№19 ВЫМОТАТЬ И ИЗБИТЬ СОПЕРНИКА ДАЖЕ ПО ГЛУХОЙ ЗАЩИТЕ
Если ты сильнее и выносливее противника или у тебя открылось второе дыхание, продолжай прессинг, дави противника, изматывай, рассеивай его внимание и он рухнет или устанет и откроется для твоих решающих атак. Ты сможешь пробить уязвимые зоны сквозь его защиту.
№ 20 РАЗВИВАЙ СЕРИЮ АТАК, ЕСЛИ ПЕРВАЯ ПРОШЛА УСПЕШНО, ИНАЧЕ МОЖЕТ УЖЕ И НЕ БЫТЬ ТАКОГО ШАНСА!
Если атака прошла, то в тот же миг продолжай серию, яростно прессуя противника пока он не будет вынужден сдаться, иначе всё упущено и другого шанса может не быть, запомни эту истину и выполняй! Нельзя просто замирать на миг и радоваться этому мимолётному успеху, нужно обезвредить противника тут же, пока он не пришел в себя после первой атаки, которая дезориентировала его.
№21 АТАКУЙ, ЕСЛИ ПРОТИВНИК РАСТЕРЯН И ОЦЕПЕНЕЛ
От внезапного крика, звука, топота, от удара или брошенной ему в глаза вещи (песок, сумка и прочее, если самооборона на улице)… Не упусти шанс!
№22 ЕСЛИ РЕШИЛСЯ — БЕЙ ПЕРВЫМ, МОЩНО, В САМОМ НАЧАЛЕ, НОКАУТИРУЙ так выигрывают бои в первом раунде, так опережают действием на улице, иначе шанса может и не быть.
НЕ НУЖНО СТРАХОВ И ЧУВСТВА ВИНЫ. ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ БОЕВЫМ ИСКУССТВОМ!
(Не превышай нормы необходимой самообороны, знай закон и мораль, применяй в крайнем случае навыки, не будь изначально агрессором. В спортивном поединке действуй решительно, иначе всегда проиграешь).
Если ты боишься развить атаку, боишься не только потому, что не хочешь бить противника, а потому что знаешь, что если вдаришь сильно, то тебе в ответ сильнее прилетит. Да, если ты так и будешь продолжать делать, то так всегда и будет! Перестать!!! Тебе не прилетит, если ты «размотаешь» оппонента, как сказано. Как Брюс Ли говорил — «ударили мышцы вам, вы сломали противнику кости, он вам сломал, вы его прикончили». ТЫ ВЕДЕШЬ, а не тебя!
Вторым номером можно только профи хитрому работать и выматывать противника, дать ему вымахаться и добить легким четким ударом.
Не борись против силы, тут как в липких руках принцип и в освобождении из всех захватов, бросков, партера. Часто пытаются выбраться, например, шеей, малой группой мышц, в то время как тебя душат две крепкие руки. Сам захват следует не дать сделать, по ходу действия уходить кувырком прям на лицо противника, если валят назад обхватывая сзади.
Естественно, опытный противник не дурак и будет делать замок на ноги противника, чтоб ты не кувыркнулся, не освободился... но и тут практика "контактной импровизации" (которая должна быть регулярной), захваты и крюки обходятся. Извивайся, но в нужный момент, пока не поздно. В крайнем положении же как раз спасет закачка и выносливость в дон ной конг и работе с отягощениями (нужна крепкая шея особенно).
Нужно бить о-очень внезапно и со взрывной силой, подготовив почву для момента успешной атаки. Но ты тратишь силы и бьешь не в тот момент, медленно и тебя валят.
Если часто сбивают с ног и хватают за ноги — нужно двигаться. Если сбивают с ног, то переходи на ножницы, на проход в ноги или уходи прыжком, рывком, кувырком.
Если схватили за ногу, то либо ты прыгаешь и бьешь ногой (но тоже не факт что не скрутят), либо наваливаешься весом работая руками и локтями, и делая захват шеи противника, бросок.
Самое худшее прыгать и отдаляться от противника пытаясь достать ногу. Тебя повалят, не позволяй и не трать время на ерунду!
Щекотка лучше, чем укус порой. И не забывай, если достаешь руками, ногами до чего-то в борьбе — заламывай. Те же стопы, пальцы (если не спорт).
Защитная амуниция, капа, накладки… чуть позволят снять эти психологические зажимы навредить себе и навредить другому и ты плотнее и смелее в бое будешь выкладываться.
Всем усердной практики кунг-фу!