Найти тему

Что бывает, если смотреть слишком близко

Слава Ерещук и его «Приближение» на выставке «Личное. Честное. Частное»

Известно, что художники часто используют размер изображения в качестве средства эмоционального воздействия на зрителя. Но не только сам по себе размер имеет значение, еще важнее соразмерность предметов друг с другом и с человеком. Удивлять и восхищать могут и гигантские по размеру изображения, и совершенно миниатюрные, которые надо рассматривать чуть ли не с лупой. Но когда речь идет не о размере как таковом, а о соразмерности, то в отсутствии предмета для сравнения точкой отсчета является сам человек, его собственные размеры. Меняя масштабные характеристики изображаемых предметов, художник добивается особой выразительности.

Вячеслав Ерещук. Из серии "Приближение". 2022, холст, масло
Вячеслав Ерещук. Из серии "Приближение". 2022, холст, масло

В серии «Приближение» художник Слава Ерещук делает собственную попытку ответить на вопрос, существует ли оптимальная дистанция между человеком и человеком, человеком и вещью, то есть такая, которая позволяет видеть вещь правильно, адекватно? И приходит к выводу, что «слишком пристальный взгляд на вещи разрушает эти вещи. Если смотреть вблизи, видишь лишь часть объекта, не охватывая его целиком и, значит, не понимаешь, не видишь его сути».

И действительно, если, например, в театре смотреть на сцену не из зала, а прямо от рампы, то будут видны и слышны все огрехи в игре актеров, заметны все мелочи вплоть до капель пота и нюансов грима. Если смотреть с балкона, восприятие спектакля совершенно меняется: мы видим сцену и действие в целом, никакие мелочи и частности не отвлекают и не раздражают. Также обстоит дело и с любым объектом, будь то человек или вещь: чем ближе мы смотрим, тем меньше отличий, меньше индивидуальности остается.

Вячеслав Ерещук. Из серии "Приближение". 2022, холст, масло
Вячеслав Ерещук. Из серии "Приближение". 2022, холст, масло

На картинах Славы Ерещука изображено человеческое тело, но взятое с такой степенью приближения, что оно становится мало узнаваемым, как будто даже превращается во что-то другое… Вроде бы, при сильном приближении должна возникать и предельная интимность, ощущение близости. Но это не так. Наоборот, тело становится обезличенным ландшафтом, не вызывает эмоций, свойственных восприятию телесности.

Такой психологический феномен – если его осознать и понять - может помочь нам в обычной жизни, в отношениях с людьми: надо воспринимать их в целом, в главном, оставаясь на адекватной дистанции. Стоит подняться на балкон!

Игра художника с масштабом дает эффект не только в случае изображения человеческого тела. На выставке «Личное. Честное. Частное» есть работы, где тот же прием «приближения взгляда» автор применяет к неодушевленной натуре. И вновь мы понимаем, что приближение меняет эту натуру, наделяет ее некими новыми свойствами.

Вячеслав Ерещук. Из серии "Спи". 2022, холст, масло, акрил
Вячеслав Ерещук. Из серии "Спи". 2022, холст, масло, акрил

Благодаря увеличенному масштабу такой простой предмет, как гвозди, становится чем-то другим. Глядя на них, мы невольно наделяем их почти человеческими качествами – они неказистые, потрепанные жизнью, видимо, немало потрудились, немолодые уже, вот и ржавчина их уже поразила. Вряд ли они сгодятся на что-то серьезное, но еще бодрятся, проявляют стойкость, держатся вместе… Похоже на очередь в кассу за зарплатой на старом заводе…

Вячеслав Ерещук. Из серии "Спи". 2022, холст, масло, акрил
Вячеслав Ерещук. Из серии "Спи". 2022, холст, масло, акрил

Приближение взгляда привело к тому, что гвозди утратили свои утилитарные качества и приобрели в нашем восприятии некую субъектность, личностные характеристики…

Вячеслав Ерещук. Из серии "Спи". 2022, холст, масло, акрил
Вячеслав Ерещук. Из серии "Спи". 2022, холст, масло, акрил

Иногда для возникновения подобного эффекта не требуется увеличение размера объекта. Например, на картинах с изображениями деревьев на розовом фоне масштаб не искажен, дерево взято в натуральную величину. Но поскольку взят только фрагмент дерева и тщательно прописан, здесь тоже возникает эффект приближения.

Вячеслав Ерещук. Из серии "Спи". 2022, холст, масло, акрил
Вячеслав Ерещук. Из серии "Спи". 2022, холст, масло, акрил

«Не стоит искать в этих картинах какой-то особый смысл, - подчеркивает автор, - я решал здесь чисто живописные задачи: было интересно передать нюансы, используя различные материалы».

Эти картины интересно просто разглядывать, а уж придумать историю – личное дело каждого…

Эти и другие работы Вячеслава Ерещука сейчас можно увидеть на выставке "Личное. Честное. Частное" в Музее Актуального Реализма
Эти и другие работы Вячеслава Ерещука сейчас можно увидеть на выставке "Личное. Честное. Частное" в Музее Актуального Реализма