Слава Ерещук и его «Приближение» на выставке «Личное. Честное. Частное»
Известно, что художники часто используют размер изображения в качестве средства эмоционального воздействия на зрителя. Но не только сам по себе размер имеет значение, еще важнее соразмерность предметов друг с другом и с человеком. Удивлять и восхищать могут и гигантские по размеру изображения, и совершенно миниатюрные, которые надо рассматривать чуть ли не с лупой. Но когда речь идет не о размере как таковом, а о соразмерности, то в отсутствии предмета для сравнения точкой отсчета является сам человек, его собственные размеры. Меняя масштабные характеристики изображаемых предметов, художник добивается особой выразительности.
В серии «Приближение» художник Слава Ерещук делает собственную попытку ответить на вопрос, существует ли оптимальная дистанция между человеком и человеком, человеком и вещью, то есть такая, которая позволяет видеть вещь правильно, адекватно? И приходит к выводу, что «слишком пристальный взгляд на вещи разрушает эти вещи. Если смотреть вблизи, видишь лишь часть объекта, не охватывая его целиком и, значит, не понимаешь, не видишь его сути».
И действительно, если, например, в театре смотреть на сцену не из зала, а прямо от рампы, то будут видны и слышны все огрехи в игре актеров, заметны все мелочи вплоть до капель пота и нюансов грима. Если смотреть с балкона, восприятие спектакля совершенно меняется: мы видим сцену и действие в целом, никакие мелочи и частности не отвлекают и не раздражают. Также обстоит дело и с любым объектом, будь то человек или вещь: чем ближе мы смотрим, тем меньше отличий, меньше индивидуальности остается.
На картинах Славы Ерещука изображено человеческое тело, но взятое с такой степенью приближения, что оно становится мало узнаваемым, как будто даже превращается во что-то другое… Вроде бы, при сильном приближении должна возникать и предельная интимность, ощущение близости. Но это не так. Наоборот, тело становится обезличенным ландшафтом, не вызывает эмоций, свойственных восприятию телесности.
Такой психологический феномен – если его осознать и понять - может помочь нам в обычной жизни, в отношениях с людьми: надо воспринимать их в целом, в главном, оставаясь на адекватной дистанции. Стоит подняться на балкон!
Игра художника с масштабом дает эффект не только в случае изображения человеческого тела. На выставке «Личное. Честное. Частное» есть работы, где тот же прием «приближения взгляда» автор применяет к неодушевленной натуре. И вновь мы понимаем, что приближение меняет эту натуру, наделяет ее некими новыми свойствами.
Благодаря увеличенному масштабу такой простой предмет, как гвозди, становится чем-то другим. Глядя на них, мы невольно наделяем их почти человеческими качествами – они неказистые, потрепанные жизнью, видимо, немало потрудились, немолодые уже, вот и ржавчина их уже поразила. Вряд ли они сгодятся на что-то серьезное, но еще бодрятся, проявляют стойкость, держатся вместе… Похоже на очередь в кассу за зарплатой на старом заводе…
Приближение взгляда привело к тому, что гвозди утратили свои утилитарные качества и приобрели в нашем восприятии некую субъектность, личностные характеристики…
Иногда для возникновения подобного эффекта не требуется увеличение размера объекта. Например, на картинах с изображениями деревьев на розовом фоне масштаб не искажен, дерево взято в натуральную величину. Но поскольку взят только фрагмент дерева и тщательно прописан, здесь тоже возникает эффект приближения.
«Не стоит искать в этих картинах какой-то особый смысл, - подчеркивает автор, - я решал здесь чисто живописные задачи: было интересно передать нюансы, используя различные материалы».
Эти картины интересно просто разглядывать, а уж придумать историю – личное дело каждого…