Найти тему
Советское Кино

"Конец вечности"

Фильм "Конец вечности" все хотят посмотреть в первую очередь из-за Айзека Азимова. Разумеется, все, кто читал роман, думают посмотреть его экранизацию и оценить: попал режиссер в тему или мимо. После первого просмотра у меня возник вопрос: где тут седобородый дедушка Азимов. Фильм не экранизация романа, он снят по мотивам романа. Так же как Тарковский снял "Сталкера" по мотивам "Пикника на обочине". Так же и этот фильм больше выглядел как "Солярис". Говорят декорации и место съемок в Эстонии было то же самое, где снимали "Соляриса" Тарковского. Режиссер фильма Андрей Ермаш, который до этого снял очень неплохой фантастический фильм "Лунная радуга".

Сюжет. Сверхкорпорация "Вечность", которая существует одновременно во всех временах и эпохах, всемогущая и всесильная, избранная часть человеческого сообщества, контролирует время. Ее задача предотвратить любую катастрофу, которая может угрожать человечеству.

В корпорации работает огромное количество людей, тоже элита из элит, которые обслуживают эту вечность. Правда по роману они представления не имеют, где располагается сама вечность. И вот среди этих технарей: Наблюдателей, Социологов, Техников и Вычислителей служит Техник Харлан, на которого по замыслу руководства Вечности хотят возложить задачу уничтожения этой сверхкорпорации. Для чего это делается непонятно, но интрига запущена. Реализуется план. Вычислитель Фиджи приводит в Вечность девушку по имени Нойс. Ее задача охмурить Техника Эндрю Харлана и подвигнуть его на разрушение всего их мироустройства. Зачем? Вопрос пока закрыт.

Изображение со страницы https://www.1tv.com/announce/5726
Изображение со страницы https://www.1tv.com/announce/5726

Совет Вечности возник в 24-м веке, когда было открыто "темпоральное поле", которое позволяло перемещаться во времени и вмешивается в его течение, изменять и корректировать историю во благо человечеству. "Благо" с точки зрения Совета. Но разумеется это сразу сделало Совет абсолютно всесильным, что в конечном результате породило безнаказанность. Техник оказывается диссидентом, у Эндрю Харлана возникают чувства к девушке из "скрытых веков", в которые, как ни странно, Совет проникнуть не может. И вот девушка провоцирует Харлана на нарушение правил. Происходит катастрофа, разрушение Вечности, всей огромной всемогущей корпорации.

И тут все выстраивается. Есть кто-то более могущественный, чем корпорация Вечность. Из "скрытых веков" они направляют своего агента Нойс, при помощи Техника Харлана выполнившую свое задание.

Изначально все выглядело как "1984" - тоталитарное общество, минимум свобод, люди на уровне бессловесных роботов. Элита - группа олигархов, кукловоды, которые руководят всем ради каких-то своих целей. Прямо современная теория заговора. Только у Азимова это была критика своих родных Сверхкорпораций. А фильм был снят в 1987 году, внешне похоже на критику капиталистического мира, но закрадывается подозрение, что эта элита - наши доморощенные партократы. Стареющее Политбюро и аппарат номенклатуры.

Вечность начала потихоньку саморазрушаться, всеобщий тотальный контроль начинает слабеть. Начинается бурление, а у власти престарелая геронтократия. Ведется подковерная борьба за власть. Поэтому везде неразбериха, непонятно, кто кем кукловодит. Харлана все используют в своих целях, вокруг него прямо спираль интриг. В том числе на него воздействуют и внешние силы из того самого сверхдалекого недоступного будущего. Всесильная корпорация оказывается слабой, с ней сейчас столкнулось всемогущее будущее из "скрытых веков".

Конец фильма интересен и закономерен. Харлан перемещается в старый добрый ХХ век, в котором жили Азимов и режиссер Андрей Ермаш. Здесь он узнает о предательстве своей единственной любимой Нойс, с которой он расстался в Вечности. Кстати, Вечность он все-таки уничтожил, для него это оказалось легко сделать. А его бывшее начальство тоже почему-то оказывается в ХХ веке и разъезжает на Роллс-Ройсе. То есть здесь они тоже во главе какой-то корпорации, это их привычное состояние.

В роли этих высших Георгий Жженов и Сергей Юрский, а девушку раздора сыграла Вера Сотникова. В целом от фильма осталось непонятное впечатление. Это не Азимов, а позднесоветская антиутопия, снятая в стиле поздних 80-х.