В большинстве статей про советского художника Виктора Ефимовича Попкова его частенько характеризуют как наиболее яркого представителя " Сурового СТИЛЯ " в советской живописи. И с этим трудно не согласиться. Послевоенные годы закончились, смерть Сталина, развенчания культа личности, начало оттепели... И все же многим зрителям творчество художника покажется слишком монотонным, напряженным и перегруженным описанием трудовых будней, лишь с небольшими перерывами на отдых...
Сразу хочу признаться вам, что когда я решил сделать публикацию о творчестве этого живописца, то опять столкнулся с традиционной проблемой, которая меня частенько постигает здесь. Заключается она в том, что слишком много интересных работ у конкретного автора, и одной публикацией здесь никак не обойтись. Поэтому я сразу запланировал несколько обзорных статей о творчестве Виктора Попкова, объединив их общим названием " ВОСПОМИНАНИЕ О ПРОШЛОМ " , но разделив их на три части, первую из которых я назвал " ВРЕМЯ, ВПЕРЕД ! " И хотя в одноименном фильме, у которого я позаимствовал данное название и саундтрек, описывается иное время ( тридцатые годы, историческая хроника первых пятилеток) , но по своему трудовому накалу и напряжению, которые изображены на данных работах, связанных с трудовым энтузиазмом послевоенного поколения страны, эти времена во многом похожи друг на друга.
Когда знакомишься с работами Виктора Попкова данной тематики, то невольно начинаешь сопереживать изображенным на этих картинах советским людям, будни которых были связаны с напряженным трудом, который прерывался на небольшие обеденные и полуденные перерывы, да и всё это напряжение было ещё сдобрено изрядной долей трагизма прошедшей войны...
В те годы наша страна восстанавливалась, шла вперед, но никак и нигде нельзя было спрятаться от того самого эха войны, от той трагедии потери близких, которая вошла практически в каждую семью страны Советов.
Картина Виктора Попкова «Воспоминания. Вдовы» является одной из ключевых, составивших его обширный цикл под названием «Мезенские вдовы», в котором судьба страны показана со всем драматизмом того времени. Художник берет на себя смелость рассказать о том обнищание и запустение северных деревень, где мужское население сгинуло в огне прошедшей войны. Автору было не трудно проникнуться судьбами женщин из этих деревень, ведь перед его глазами была судьба его матери – вдовы, которая в одиночестве воспитала троих детей в трудные военные и послевоенные годы страны. В основу картины «Воспоминания. Вдовы» положена реальная сцена, которую художник увидел в одной из деревень на реке Мезине. В избе героини этой картины собрались её подруги, и они погрузились в воспоминания своей довоенной молодости, где они ещё не были навсегда разлучены со своими любимыми. Виктор Попков максимально ограничивает эту картину второстепенными деталями, чтобы отчётливее выразить главное ощущение этой работы – строгость торжественной печали происходящего. И вот только лишь от одной увиденной детали художник не смог отказаться. От Портрета Карла Маркса, который стоит вместо иконы в красном углу, рядом с фотографией её погибшего мужа.
И как бы это было не грустно, завершаю я эту публикацию о творчестве Виктора Попкова вот этой серией печальных картин. Ведь мы то понимаем, что терминальную стадию никому из нас не избежать, да и автор данных работ это хорошо осознавал... И эти мрачные картины можно даже посчитать за своеобразное предчувствие нависающей над ним неизбежности, поскольку жизнь Ви́ктора Ефимовича была прервана по нелепой и трагической случайности пулей инкассатора на пике его творческого пути в 1974 году...
Последней работой в этом обзоре стала наиболее растиражированная в сети на данный момент картина художника « Он им не завидует» Это совершенно неожиданный сюжет для Виктора Попкова и того времени, ведь в стране Советов тема похорон ( за исключением героических, комиссарских, со склоненными над гробом флагами ) была не то, чтобы запрещённой, но - чуждой и ненужной для советского человека.
А на этом полотне все происходящее воспринимается взглядом мертвеца. Из глубины своей могилы он взирает в последний раз на печальные лица своих близких и стенающих домочадцев, а над ними пролетают в неведомые дали военные самолеты, оставляющие в небе свои инверсионные следы. И для многих современников данная картина осталась бы банальным хоррором, если бы им не поступило дальнейшее пояснение о том, что создана эта работа в период Карибского кризиса, где к счастью для всех, противоборствующие стороны (СССР и США ) все же сумели договориться между собой.
В процессе подготовки последующих публикаций о творчестве Виктора Попкова я ознакомился с картиной картина Игоря Обросова «Похороны Попкова», где у гроба художника собрались почти все известные теперь мастера той поры, что явно характеризует такую значимую роль и безусловный авторитет Виктора Попкова в кругу его коллег по творческому цеху.
В двух последующих обзорах о творчестве данного автора ( ссылки на которые я оставлю здесь чуть позже ) я предложу вашему вниманию портреты и автопортреты от Виктора Попкова и его пасторальные пейзажи.
На этом я закругляюсь. Всегда ваш, Петр Михайлов. Особо признателен тем, кто оставляет комментарии под прочитанной публикацией, ставит оценки (лайки), и, тем более, что подписывается. А ещё я рекомендую обратить Ваше внимание на два родственных и дружественных мне канала по живописи : ВАША ИСТОРИЯ ИСКУССТВА и ART&SHOСK-studio
#культура #искусство #изобразительное искусство #живопись