Рассмотрим некоторые аспекты становления культуры молодого советского государства в 1920-х годах.
Забота товарища Томского
Как известно, в начале 1920-х в Советском Союзе не все было благополучно с рабочими клубами в смысле тех культурных возможностей, которыми клубы располагали для отдыха. Достоверно известно, что товарищ М. Томский был одним из первых кто задумался об оживлении культурного быта.
По данному поводу Томский спрашивал на партийных конференциях : « Что лучше заниматься культурной и просветительской политикой культурного воспитания или танцевать? Конечно политическим воспитанием заниматься лучше и полезнее, но может ли простой рабочий , после тяжелого трудового дня, подвергаться политической накачки изо дня в день? Конечно нет, так он может объявить «забастовку» этим рутинным идеям».
И Томский постановил задуматься о танце, почему бы не заниматься им в клубе если это доставляет удовольствие и никому не мешает. Но возник вопрос, каким этот танец должен быть? Поскольку в то время считалось что в каждой эпохе, у каждого класса был свой собственный танец и социально-экономические отношения накладывают свой отпечаток на танцы.
Массовые народные танцы характерны для известных эпох-чопорная «кадриль» с поклонами и ужимками для тех времен, когда тон задавали обычай при дворе, а новый американский «фокстрот» был символом правления и господства американской буржуазии. Так думали и писали в молодом советском государстве.
Танцы рабочего класса
Таким образом, задача состояла в том чтобы найти или создать танец приемлемый для новых условий и нового класса во всех отношениях, включая гигиену и эстетику.
Отметим что искания нового танца быстро вышли из области только теоретических рассуждении. Ленинградские комсомольцы придумали довольно интересный, фигурный и производственный танец получивший название «танец машин». Танцующие пары изображали «шестеренки в маховике», шелест приводного ремня изображался шерканием подошв по паркету, а сухая дробь «краковяка» пригодилась для «тарахтения станков».
Секция пляски Всероссийского совета по физической культуре в 1927 году оповестило общественность о том, что выработало соответствующее «Временное положение о танце». Из имевшихся танцев секция Всероссийского совета по физической культуре допустило 16, исключив естественно те, в который выражена «деланность» и «вызывающий» характер движении. Естественно из данного списка были исключены: «Танго», «Шимми», «Чарльстон» и « Фокстрот».
Широко развернувшаяся дискуссия о танце, как свидетельствовали современники, серьезно напугала некоторых деятелей из верхушки советской власти. И официально было озвучено мнение, что как бы чрезмерное увлечение танцами не привело к отрицательным результатам. Данное мнение было опубликовано в «Комсомольской Правде».
К. Р. Исаев предостерегал советских граждан: «Не перегибайте палки ! Мы изучаем искусство труда. И стараемся научиться с наименьшей затратой энергии и с наибольшей производительностью, с наибольшими результатами-производить. И мы должны научиться с наибольшей пользой для себя, для своего организма, научиться отдыхать, научиться веселиться».