Сельджуками историки называют династию среднеазиатского происхождения, которая в течение 11-го столетия воцарилась на территории от Амударьи до Средиземного моря. Также этим именем величают союз тюркских, изначально кочевых племен, что являются главными из предков современных турок и азербайджанцев. Именно их нашествие, как считается, стало основной причиной Крестовых походов.
Как говорит старая поговорка, даже заяц, загнанный в угол, становится опасным. Ряд союзных тюркских родов под предводительством князя Тогрул-бека из рода Сельджука, в 1020-х годах потерпел поражение в многолетней междоусобной войне. Больше они не хотели сражаться с братьями-огузами, и решили перейди Амударью с целью поступить на службу афганской династии Газневидов. Впрочем, те отказали им в таком предложении, после чего тут же атаковали. Но после разгромной победы сельджуки решили идти не на восток, а на запад… Зайцами они уж точно не были.
В 1040-годы был завоеван Хорасан. В 1050-е – весь Иран. В 1060-е сельджуки совершают набеги и завоевания на Кавказе, атакуют египетские владения в Сирии и Палестине и вторгаются на византийские территории в Анатолии. Делают это они как бы по велению аббасидского султана в Багдаде, которому, впрочем, уже толком никто не подчинялся.
Святая земля на тот момент еще была преимущественно христианской. Из-за климатических изменений раннего средневековья она была сравнительно безлюдной и довольно бедной, и мусульманское население тяготело к Египту и Сирии. Правда, регион имел важное торговое значение, поскольку здесь находилось много важных портов.
В политическом плане здешние князья подчинялись египтянам – Фатимидский халифат был очень многонациональным и вполне веротерпимым. Тем не менее, по чисто феодальным причинам, Палестина бунтовала все начало 11-го столетия. Стратегически она представляла из себя чемодан без ручки – получить из нее можно было немного, но не пропадать же добру? Через эти земли проходил маршрут в Сирию и Ирак – настоящие центры силы, и уступать их было никак нельзя.
Местные жители полстолетия играли с египтянами в казаки-разбойники. Но сельджуки сразу же после своего прихода в регион начали атаковать номинальные фатимидские владения, хотя и пока без цели их завоевания. Когда основатель империи Тогрул-бек решил совершить сюда поход в начале 1060-х годов, туркмены-кочевники сказали ему, что здесь нет ни еды, ни фуража, а страна разрушена. После чего откочевали в азербайджанские степи. Свой формальный долг перед багдадским халифом, который направил их против египтян, они считали выполненным и перевыполненным.
Тем не менее, следующие правители Сельджукской империи продолжили атаки и изматывали противника внезапными, но локальными набегами, которые составляли основу тюркской военной доктрины. На стыке 1060-1070-х ими была захвачена Сирия и Палестина вплоть до самого города Иерусалима. В основном, это было достигнуто благодаря тактике «малой войны», мало знакомой египтянам.
Но в следующие десятилетия трон под сельджукскими падишахами зашатался. Представители царского рода и поверившие в их щедрые обещания кочевые кланы стали делить щедрую добычу – Сирию, Малую Азию, Ирак и Иран. И «чемодан без ручки» был забыт до поры, до времени. Благодаря этому Палестину в начале 1090-х сумели снова отвоевать настырные египтяне.
В это время в Рим, являвшийся центром католического мира, стали поступать сведения о насилии и грабежах в отношение паломников и христианских храмов на Святой земле. В 1095-м году к римскому папе прибыло очередное византийское посольство, и Урбан IIобъявил первый крестовый поход.
Тут нужно понимать, что благоразумные фатимиды с их огромным и влиятельным христианским населением, были веротерпимы, как и большинство современных им мусульманских династий. Что касается сельджуков, то они в момент своего прихода на Ближний Восток все еще были, в некотором роде, варварами.
Многие в то время не являлись мусульманами, а те, кто уже успел обратиться, были очень далеки до соблюдения хотя бы основных столпов веры. Сложно их в этом упрекнуть, ведь с момента исхода сельджуков из Великой степи сменилось только одно поколение. Лучше всего их сравнить с германскими племенами, которые сокрушили Западный Рим. Вандалы стали федератами в Испании, переправились в Африку через Гибралтар, а затем напали на вечный город, устроив там небывалый разгром. Цивилизоваться после прихода на римские земли они попросту не успели.
Кроме того, все историки забывают один важный момент. Перед началом крестовых походов Палестина пережила десятилетия феодальных войн и восстаний, а после этого была два раза последовательно завоевана. Даже при соблюдении тогдашних норм гуманности, это означало, что существенная часть молодого трудоспособного населения раньше времени отправилась на небеса.
А в условиях средневековья снижение количества мужчин означает только одно – скорый и неотвратимый голод. Быстро прежнюю их численность было не восстановить. Вот отсюда и растут ноги у сообщений о грабеже паломников. В то время еды не хватало даже местным, а тем более, воюющим сторонам. Завоевание одной и той же территории дважды в течение нескольких десятков лет означало лишь одно: обобрали ее до ниточки. Вот почему по объективным причинам досталось и паломникам, и древним храмам.
Тем не менее, более реальной причиной многолетних войн христиан с исламским миром была не утрата Святой земли и не притеснения паломников, как таковые. С первым давно люди смирились, а второго и в самой Европе хватало. Самое важное было в том, что в 1070-1090-е годы сельджуки отняли у Византии ее провинции в Малой Азии, лишив греческую империю всякой возможности обороняться. Учитывая их прыть, следовало ждать мусульман и на том берегу Средиземного моря.
Так или иначе, после некоторых проволочек и грабежа европейских евреев западное рыцарство выступило в поход. Но в 1092-м не стало сельджукского султана Мелик-шаха, после чего его брат и четверо сыновей стали самозабвенно делить империю. Следующие два десятилетия никто из них о войне с европейцами не помышлял. Просто по банальным экономическим причинам: коренные мусульманские земли и Центральная Анатолия были намного богаче, чем какая-то Святая земля.
Что касается египетского войска, то оно было отвлечено восстаниями в самой стране пирамид – все-таки, фатимидское государство из-за своей поддержки шиизма было весьма и весьма непрочным. И в результате несчастную Палестину в который раз предоставили самой себе. Учитывая десятилетия войн, у местных феодалов не было никаких возможностей сопротивляться. И европейцы, по сути, сражались только с озабоченными за свою судьбу не комбатантами – как мусульманами, так иудеями и христианами.
За несколько десятилетий не встречающие сопротивления крестоносцы сумели настроить кучу замков, хорошо окопаться в Палестине и были готовы перейти в наступление. В 1118-м году итальянский норманн Рожер Салернский, на тот момент бывший регентом княжества Антиохии, разорвал многолетний и весьма плодотворный союз с сельджукскими князьями. Впервые за сотни лет христиане перешли на восточный берег Евфрата и атаковали заштатный мусульманский городок.
Видный туркменский лидер Иль-Гази, который владел Северным Ираком и частью Сирии, решил поддержать эмира Дамаска, своего боевого соратника и соседа, и привел на помощь собственные войска. Его солдаты пошли в атаку, не дожидаясь союзников, и подвижная тюркская кавалерия разгромила тяжелую христианскую армию из копейщиков, арбалетчиков, рыцарей и конных сержантов. Как пишут мусульманские историки, после боя тела рыцарей и их павшие лошади больше напоминали ежей.
Мусульмане пошли вперед и осадили Антиохию, одну их столиц государств крестоносцев. Но Иль-Гази стал предаваться пьянству и кампанию провалил. Потому планомерная атака на западных христиан в Палестине состоялась несколькими десятилетиями позже.
По иронии судьбы, окончательное изгнание крестоносцев является заслугой не сельджуков, которые в то время находились в глубоком упадке, а египтян. Правда, для того, чтобы на равных противостоять рыцарской коннице, им пришлось перенять тюркскую кавалерийскую тактику и формировать свою армию из рабов-гулямов. К тому времени в Египте давно правила тюркская династия, и из тюрок и кавказцев состояли его войска.