Снайпер в Великую Отечественную войну – это особая каста бойцов. Именно каждому из них удавалось уничтожить больше всего врагов, и сравнить с этой численностью можно только разве что результативность летчиков.
Отправить на тот свет 100-200 человек из одной винтовки – достойный результат. Вот и у Любови Михайловны Макаровой 20-ти лет от роду был свой счет – 84 фрица.
Семья дяди Васи
Родилась Любаша на Урале в 1924-м году в маленьком селе. Своего отца почти не помнила – он умер, когда девочка была еще очень мала. Повезло в том, что у ее папы был родной брат, а у него – большая, дружная семья.
Даже разговора не было, чтобы оставить племянницу и невестку без помощи. Они переехали к дяде Васе, и стали жить все вместе. Любин дядя никогда не различал, где родные дети, а где дочь брата. Мечтал, что Люба вырастит, получит образование, будет работать.
С таким настроем жила и девушка, однако все мечты пошли прахом, когда началась война. Тогда уже Любовь вместе с мамой переехали в город Пермь, каждая нашла себе работу, и все следили за сводками с фронта.
Стрелок
Забрали на фронт и дядю Васю. Перед отъездом он собрал всю семью, и особо обратился к Любе, попросив приглядывать за братьями и сестрами.
О том, чтобы попасть в ряды бойцов Красной армии девушка думала постоянно, а вот как это сделать не понимала. Простыми пехотинцами девчонок не брали, значит нужно было получить какую-то воинскую специальность.
Однажды она проходила мимо местного стадиона, и вдруг увидела такую картину – девушки под руководством инструктора учатся стрелять из винтовки. Люба пришла домой, рассказала маме о том, что хочет защищать страну, и та возражать не стала, тем более что совсем недавно пришла похоронка на дядю Васю.
Школа в Подольске
После того, как Люба окончила курсы стрелков, ее, как одну из лучших учениц направили в снайперскую школу в Подольске, которая была организована специально для женщин.
Было это уже 42-м году, и учеба оказалась не такой простой, как некоторые думали. Полная выкладка весила почти 40 кг, и все ежедневные тренировки девчат проходили только с нею. Прежде всего они должны были научиться ползать по-пластунски.
И это не несколько десятков метров, а 200-300. Наступило лето, началась жара, а девушки все еще готовились. Можно было только представить себе, как тяжело было им совершать марш-броски. На девушках кроме скатки шинели были винтовка, гранаты, запас патронов, саперная лопатка, каска.
Путь к Берлину
Уже на фронте Любаша вспоминала, как же им было тогда тяжело. Их учили обходиться в такую жару без воды. Поначалу было очень тяжело, зато на фронте такой навык им очень пригодился. А вот маскироваться девчонкам нравилось.
На все-про все давали ровно 2 часа. Девушки должны были вырыть себе окоп, и сделать так. чтобы это место полностью слилось с окружающим пейзажем.
Любовь Михайловна после войны рассказывала, что одна из девчонок так замаскировалась, что, когда проверяющий пришел, встал как раз туда, где спряталась девушка. Он наблюдал в бинокль так долго, что та даже взмолилась – так ей тяжело было держать мужчину на плечах.
Любовь Макарова с 1943-го года прошла дорогами войны до самого Берлина, а на Рейхстаге была и ее подпись. Ее наградили двумя орденами Славы, написали о молодой снайперше книгу.
Когда Любаша вернулась домой в Пермь, ей нашли место в отделе спортивного общества, который курировал стрелков. А о том, что рядом с ними работает кавалер двух таких орденов, о славных делах ее, Любовь Михайловна предпочитала молчать, не выставляя свое геройство напоказ.