Люцина: Привет! Мы с тобой знакомы уже много лет, связаны теплой дружбой, с удовольствием могу рассказать о тебе сама, но хочу, чтобы ты представилась читателям от первого лица.
Ксения: Привеееет! Меня зовут Ксюша Мишина. Я фотограф, семейный фотограф. Я обучаю новых фотографов и веду менторство для уже существующих. Я прошла большой путь в 12 лет! Сама в шоке, когда говорю эту цифру.
Есть еще проект, которым очень горжусь, которым тоже представляюсь. Это «Мурашечные карточки» — в них соединено все что я люблю. На одной стороне мои фотографии, с другой стороны текст-маленькое эссе. Я люблю путешествия, я люблю фотографию, я люблю писать. Мне понравилось, как ты однажды сказала, что эти карточки — книга, где каждая страничка живет отдельно. Так их презентую.
Я блоггер, но это просто логичная история. Мне с момента существования любых платформ для блога нравилось их вести. Экстравертная сущность всегда хотелось чем-то делиться. Нравилось транслировать свои ценности, идеи в мир. Ничего специального для привлечения подписчиков не делала, просто писала, просто жила, просто делалась мыслями, описывала события.
Люцина: Я хочу собрать здесь истории, которые будут вдохновлять на проявление. Поэтому расскажи, как ты пришла к фотографии?
Ксюша: Мне кажется, я начала, потому что просто не могла не делать. Это была такая энергия.
Если к самым истокам. Впервые папа меня подтолкнул к тому, что снимать. Он сам таким образом в молодости зарабатывал деньги. Ему было 22 года, я только родилась. И папа фотографировал детей. Тогда же все плохо было с фотоаппаратами, плёнками и так далее. Он устраивал фотосессии дома. Как-то об этом рассказал, я вдохновилась, захотелось попробовать.
Более того, мне всегда была интересна фотография. Папа на 16 лет подарил обычный цифровой фотоаппарат и я много снимала. Когда он себе купил качественный зеркальный фотоаппарат, я начала просить его. Не могла остановиться фотографировать.
Когда собиралась уезжать в Америку на Work&Travel, папа на день рождения перед поездкой подарил камеру. Мой стартовый капитал. За это лето я сделала очень много фото. Какое-то видение и понимание кадра к тому моменту было. Потому что я постоянно что-то снимала.
Папа показывал мне, как он видит и чувствует композицию. Давал мне книги с разными художниками и фотографами. Так складывалась насмотренность.
Конечно, первые работы очень далеки от того, что я делаю сейчас. И это нормально. Главное, что тогда меня ничего не могло остановить.
И именно папа подопнул к монетизации. Я на тот момент училась на 4 курсе. Когда вернулась из Америки, работая уже с камерой, он мне сказал: попробуй снимать за 300-500 рублей. Уточню что, несмотря на практику, я снимала на автоматическом режиме, не знала настроек камеры, но меня ничего не смущало :).
И дальше все начало прилипать одно к другому. Дима (мой тогда ещё будущий муж) в каком-то конкурсе выиграл фотокурс. Там было несколько занятий и я там уже узнала, что есть выдержка, диафрагма и прочие. Началась череда мастер-классов и других обучений. Параллельно уже снимала за деньги.
Но я была студентом и деньги не были целью. Это расслабляло. Я развивалась потому что интересно и эта работа по сути ничего не должна была мне. Приносит доход — классный бонус. Не приносит — не критично.
Бесплатно делать тоже не хотелось, но и не было такого, что есть важность в том, чтобы прокормить себя.
Люцина: В чем было тогда твоё вдохновение к действию? Если разобрать детально. В чем ресурс?
Мне сильно нравились соц. сети. Уже на тот момент были какие-то красивые паблики ВКонтакте с красивыми снимками. Мне тоже хотелось делать такие же. Так хотелось, что на заработанные деньги могла пойти купить макарунсы, чтобы их раскладывать на фото.
Я видела в этих пабликах эстетичные кадры. Вдохновлялась другими фотографами.
Срабатывал фокус внимания. Мне хотелось даже в городе, где мусорки, грустные лавочки и ничего, казалось бы, эстетичного, найти те самые красивые уголочки. Так затачивался взгляд. В итоге, я из любых вводных данных могу сделать конфетку.
Когда мы поженились с Димой, купили абсолютно обычную однокомнатую квартиру, но и там я искала что-то красивое. Мне многие писали, что наша квартира выглядит, как фотостудия. Спойлер — нет. Просто я находила такие ракурсы.
Это мне до сих пор помогает. Даже в самых невыносимых условиях могу сделать классные кадры.
Люцина: Мне кажется, что это такая суперсила, которая появляется в небольших городах. Хоть Челябинск и миллионик, но здесь тебе иногда надо учиться видеть.
Ксюша: Возможностей будто бы меньше, но ты их находишь.
Люцина: И, возможно, это потом выливается в то, что ты уже хочешь делать красиво.
Ксюша: Под эти потребности и появляются потом красивые фотостудии и другие локации, если говорить про рынок фотографии.
Люцина: У нас с тобой есть небольшой бонус, мы рано начали заниматься своим творческим делом, не было возможности испугаться. Из этого вопрос. Если попробовать перенести ситуацию на наше время. Какие советы ты бы дала себе или просто начинающим путь? Если человек сейчас понял, что хочет сменить деятельность, что фотография манит.
Ксюша: У меня есть ряд конкретных рекомендаций.
Первое. Быть благодарным текущей работе, потому что она закрывает потребности. Позволяет не сваливаться в финансовые ожидания от новой деятельности. Иначе из неё напрочь уйдёт творчество. Не бросаться в эту работу с головой, бросая предыдущую. Выстраивать постепенно эту историю. Потому что это реальность. Тебе придётся платить по счетам за коммуналку. Если ты делаешь это за счёт своего творчества. Такого еще юного, только-только расцветающего, то это жестко. Как росточек который ты закидываешь удобрениями и заставляешь его насильно расти. Это ведёт к выгоранию.
Второе. Прежде чем начать коммерческую деятельность, заиметь какое-то портфолио. Его создание — своего рода стажировка.
Ты сам понимаешь, что тебе нравится, в каком стиле ты хочешь снимать. Что точно да, что точно нет. Буквально прописать этот список.
Третье. Делать целевые действия. Если я хочу стать семейным фотографом, то отснять 10 семей. Во-первых, для того чтобы было что предъявить. Во-вторых, это шанс сразу хорошо зайти на рынок.
Если ты не студент и с 500 рублей уже не актуально начинать, то здорово показать что ты из себя представляешь.
Показывай в портфолио то, что ты хочешь снимать, на что ты хочешь магнитить клиентов.
Люцина: Мы с тобой разбираем такую интересную тему, как творчество в промышленном городе. Есть ряд убеждений (и мы сами иногда об них шоркаемся), что здесь ничего не получится сделать, надо обязательно уехать. Какие аргументы у Ксении Мишиной к тому, что ты можешь развиваться в любом месте. Это может многих вдохновить и успокоить.
У меня вообще никогда не было мыслей куда-то уезжать. Я думала, что было бы здорово делать выездные съёмки в другие города, страны.
Не было стратегии перебираться именно с целью развития работы. Мне здесь всегда хватало ее. У нас действительно все есть. Особенно сейчас!
Когда я начинала не было студий и столько красивых локаций, под грифом «совершенно секретно» передавали информацию про эстетичные места.
Сейчас в городе красиво, больше скверов, больше эстетичных мест, где можно посниматься. Поэтому если ты фотограф или контент-мейкер, уже нет разницы в каком городе ты находишься. Ты можешь снимать в Челябинске совершенно спокойно. Наш город ничем не отстает от других.
К примеру, стало модно делать съёмки возле красивых входных групп. У нас магазины стараются и делают стильно сразу с расчётом на фото. Им реклама и фотографу хорошо. Все довольны.
Настолько все стало развито, что стёрты рамки между городами. Когда я приезжаю в Москву в Питер, то не вижу сейчас колоссальной разницы.
Все есть, важно это заметить. Чтобы твоя жизнь была замечательной — важно научиться ее замечать.
Если хочешь место для шага вперёд, то нужно и его замечать. Или создавать.
Люцина: Твоя история еще интересна тем, что ты начала путь когда (12 лет!) конкурентов было меньше. Сейчас ситуация другая. Причём, во многих сферах. Но ты так же не боишься идти в новые проявления. Прошу тебя дать какое-то напутствие тем, кто думает, что сейчас всех уже так много, куда же я такой полезу.
Ксюша: У меня есть убеждение, что на каждого свой клиент и каждый влияет на своём уровне. Несмотря на то что я наплодила себе конкуренции, я обучила многих и прокачала, они снимают не хуже меня, у меня всегда есть клиенты.
У каждого своя уникальность. Каждый выбирает тех, кто ему ближе по ценностям.
Я даже радуюсь, когда вижу своих клиентов на съёмках учениц, это знак качества.
К тому же сами съёмки мне сейчас не так интересны, большую часть времени занимает обучение. Хотя в работе фотографа сейчас вообще непаханное поле, но обучать мне нравится больше.
На каждого свой клиент. Дело вновь в фокусе внимания.
Направляйте его на мысли о том, что клиентов хватит всем. Тем более, город миллионик. Мы от этом иногда забываем. Только подумай, сколько здесь людей, попробуй умом это охватить.
Всегда говорят, когда в блоге мало подписчиков, стоит представить, что ты стоишь на сцене, а в зале 300 человек. Ощущения меняются.
И представь миллион. Вообрази эту картину. И уже совсем не страшно.
Вон те 1000 человек мои, остальным вот столько осталось.
Люцина: Я поняла, что для меня важно отразить в героях этих бесед, что люди, которые что-то здесь строят (в Челябинске) они тоже про ценности. Поясню. Мы читаем или слушаем интервью прокаченных гуру, больших бизнесменов, делаем заметки на полях про их философию и ценности, но по факту такие же герои, только другого масштаба (и это ок) рядом с нами. И они тоже про ценности. Хочу поговорить про твои.
Ксюша: Две мои ценности, которые отражаются в работе — это личность и семья.
Недавно ко мне в кофейне подошла девушка и рассказала, что очень хочет ко мне на индивидуальную съемку. Хочет прийти на неё в обычной одежде, без особого макияжа и укладки. Мы на месте договорились на дату. Недавно ее провела. И я еще раз поняла, что мне очень близок такой подход принятия и любви. Мне близки люди с такими ценностями, где они принимают себя такими какие они есть. Про красоту в этом.
В последнее время обожаю индивидуальные съёмки.
Мне так нравится, когда ко мне приходят и говорят: ой, Ксюша, даже не знаю, как тебе представить мою семейку. У меня бабушке 75 лет, которая смачно матюкается, дядя Лёня, который терпеть не может фотографироваться и начинает саботировать все через 5 минут.
Я отвечаю: о, мои клиенты, запакуйте, несите всех. Я не про идеальную картинку семьи, а живую. Потому что мне это интересно. Я умею договариваться. И здесь делать красивые настоящие снимки.
Мне нравится эти ценности транслировать.
Люцина: Твои ценности в работе полностью отражают твои личные. Поэтому, если кто-то не знает, что транслировать, то надо в себе разобраться, что там внутри истинно важно. И вести это в работу, не надо ничего придумывать.
Ксюша: Я так на съёмках создаю поле принятия, отсутствия напряжения. Прихожу и все расслабляются. Потому что я даю понять, что меня ничего не смущает. А эта атмосфера произрастает из принятия себя.
Чем больше ты себе позволяешь быть и проявляться, тем больше тебя не смущает ничего в других.
Люцина: Про режим работы. По моим ощущениям, в Челябинске в какой-то степени даже комфортнее быть в неком творческом полете, потому что город меньше и элементарно передвигаться проще.
Ксюша: Когда мы последний раз были в Питере (у нас там много друзей) , то нас все спрашивали когда мы переедем, видимо, предполагая, что раз мы такие творческие ребята, то Питер весь для нас. Но. Одна из моих ценностей — жить ближе к природе. Я живу в Челябинске, но за городом. И меня это полностью устраивает. От моего райончика до центра города полчаса на машине. Я каждый раз еду через поля, луга, лес, солнце, наслаждаясь видом.
Чтобы жить в Питере так, как я привыкла здесь, то это 2-3 часа в дороге в одну сторону. Тогда сколько должен стоить час моей работы?
Поэтому мне очень нравится компактность Челябинска. Все очень близко. Даже для человека, который живет за городом. Все довольно логично устроено.
Если про время, которое я уделяю работе. Сейчас я вышла в состояние достаточности. До этого упахивалась, не было возможности построить график относительно того, что хочу, потому что я не знала, а как хочу. Пройдя через выгорание, я поняла, что мне достаточно пару съемок в неделю и пару учениц в месяц. График выстроен вокруг моих потребностей.
Мне важно реализовываться, мне важно чувствовать себя нужной — это моя ценность, но так же мне важно отдыхать и наполняться, чтобы приходить к тому, кому я нужна, в ресурсном состоянии.
Люцина: Эта история еще о том, что надо поработать-поработать, понять, как и что тебе нравится, пройти разный опыт. И тогда многое будет понятнее.
Ксюша: Работать в странном графике без выходных — это тоже этап. Все мы там были.
Люцина: Про успешный успех. Мы много обсуждали, как все от него устали. Расскажи, как на тебя сейчас влияет его трансляция из социальных сетей?
Ксюша: Какое-то время это все на меня сильно влияло. Ты думаешь, у меня 24 часа в сутках и у того человека 24 часа в сутках, который показывает заводы-пароходы-машины-бесконечные путешествия и все в таком духе. Ты в какой-то момент начинаешь чувствовать себя ущербным, у меня те же 24 часа.
С одной стороны это хорошо повлияло на оптимизацию моей работы. Если я даже буду сутками снимать, я не приду к такому результату. Значит, мне надо расширять свою деятельность, я над этим иногда по-прежнему думаю.
Конечно, хочется повышать уровень комфорта. Но хочется, чтобы это гармонично происходило.
Вопрос про успех вообще философский.
Люцина: Что для тебя успех?
Ксюша: Когда человек реализован и ему это нравится. Он кайфует в том, что делает, он это как-то монетизировал, у него комфортный для него уровень жизни. Это не значит, что он не к чему не стремится. Он просто счастлив в своём действии, постоянно что-то созидая.
Когда он при этом остаётся в добром отношении к людям, адекватен.
Для меня успех про это.
Мне нравятся такие люди. Это мое мерило.
Круто, когда человек может позволить себе какие-то дорогие сумки и прочие, особенно когда ему нравится то, чем он занимается, значит, он на своём месте, смог таким образом простроить свою реальность, это супер. Но в то же время,если это быть, а не казаться.
Быть, а не казаться — моя ценность!
Мой успех сейчас такой, который я могу в себя вместить. У каждого человека есть определённый уровень ёмкости, и мне в своей нравится уровень моего влияния.
Люцина: Сейчас уровень успеха не ограничивается городом. Мы в этом смысле живем в прекрасное время. Ты чаще всего можешь строить творческие проекты в любом месте.
Ксюша: Дааа, у меня есть конкретные истории, где я иду с Машей (дочкой) в Питере, а ко мне подходит девочка и говорит: привет, я на тебя подписана! А ты тут надолго? Я бы хотела у тебя посниматься. Раз мне так повезло и я тебя встретила.
Люцина: Ты точно сможешь рассказать о плюсах Челябинска красиво и честно. Почему здесь стоит развиваться, что-то делать, проявляться?
Ксюша: Даже в ту эпоху, когда город наш активно хейтили, я не была на этой стороне, у меня не было негативных ощущений. Думаю, что здесь в принципе играет роль то, что я склонна искать плюсы во всем.
Я как-то писала о том, что вижу наш город этаким бородатым бардом в свитере. Он такой аутентичный, с глубоким богатым внутренним миром.
Очень часто слышу от людей из других городов; в Челябинске такие классные люди! Вау, я не ожидал!
Может играет роль, что у всего мира Челябинск — это метеорит, красные труселя и ряд стереотипов про суровых людей. И когда они вдруг попадают к нам и общаются с людьми, особенно если попадают в творческую тусовку, то видят, какие они здесь глубокие, думающие.
Поэтому бард — он немного бродяга, думающий, философский, размышляющий, рассуждающий — и мне кажется это все в городе есть.
Ресурс Челябинска — люди, реализующие какие-то проекты вне зависимости от внешних факторов, люди которые что-то создают, они как-будто понимают, что здесь никто для них это не сделает и они должны построить это сами. Мне кажется, у нас концентрация таких личностей.
Особенно когда я начинала карьеру и не было индустрии, были люди, которые хотели и делали здесь красиво. Показывали, что не обязательно ехать на озеро Комо, а можно на Тургояк и сделать великолепную свадебную церемонию.
Для меня Челябинск — это природа. Я дочке транслирую любовь к Уралу. Рассказываю ей, какие у нас богатые леса и поля, какое изобилие растений, деревьев, скребущих небо.
Мне нравится, что у нас ярко-выраженных 4 времени года. Далеко не каждая полоса России и мира может похвастаться таким разнообразием. Это вау. У нас есть весь спектр. Весь цикл сквозь нас проходит — меня это умиляет. Есть снег, есть ручьи, есть весна с цветами, жаркое лето, разная осень, склизкий ноябрь, разная Уральская зима — все это очень вдохновляет.
У нас в городе есть огромный парк и это большой плюс.
Здесь у меня потрясающее окружение. Они создают что-то в нашем городе, без чьей-либо поддержки, без чьей-либо опоры, с огромной смелостью.
Меня радует, что Челябинск в последнее время так расцветает. Мне итак в нем было хорошо, а тут еще такие бонусы.
Люцина: У меня есть такая теория, что у нас принято не любить своё, а есть города, которым просто не хватает любви. И чем больше ты накачиваешь город любовью, тем больше он цветёт. Эта любовь не только про довольны горожан, а про разные классные бизнесы, самовыражение, ту самую аутентичность, про которую ты говорила.
Ксюша: Вот да! Для меня открытием было, что когда мы путешествовали по Европе, проехав по многим крупным городам, в итоге, меня больше всего впечатлил не Париж, не Рим, а городок Домодоссола. Он пахнет любовью. Мы попали там в какую-то милую кофейню, где все было так тепло по-свойски.
Большие города вообще не моя тема, видимо. Они меня не так тронули. Наверное, я так устроена-скроена, что меня больше трогает душевность. Поэтому я люблю свой город, свою загородную жизнь.
Люцина: Скажи что-нибудь тем, кто сейчас находится в сомнениях по по поводу реализации себя в Челябинске? Или любом другом городе.
Ксюша: Кто если не ты? А судьи кто? По классике пошли)
Я убеждена, что любая созидательная деятельность, которая делается на благо тебе и другим — это лучшая стратегия, которую стоит пробовать.
А вдруг? Ты не знаешь, что за дверью, а там может быть много света. И это будет лучшим решение в твоей жизни.