Найти тему

Вторая Мировая: день за днём. 20 марта 1942 года. 272-й день Великой Отечественной войны+Часть 26: французский флот-ставка на скорость. Э 3.

Добрый день, мои друзья, читатели и подписчики! Сегодня я кратко расскажу об основных событиях, произошедших 20 марта 1942 года, в двести семьдесят второй день Великой Отечественной войны. О событиях, произошедших накануне, можно почитать, перейдя на мою статью Вторая Мировая: день за днём. 19 марта 1942 года. 271-й день Великой Отечественной войны+Часть 26: французский флот-ставка на скорость. Э 2.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Продолжим!

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

На ленинградском направлении (хронология здесь) наступающие части немецких войск с северного и южного сектора соединились и полностью сомкнули кольцо окружения, в которое попала вся 2-я ударная армия.

Советские войска нанесли контрудар и на несколько часов смогли восстановить положение, однако преимущество Вермахта в силах сделали своё дело и котёл оказался крепко замкнут.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

На этом же направлении погиб генерал П. И. Воробьёв.

Павел Ионович родом из Могилёвской области Белоруссии. Участвовал в боях во время советско-японского конфликта на реке Халкин-Гол. На 22 июня 1941-го находился на должности замкомандующего 17-й армии, дислоцированной в Забайкалье. В январе 1942-го направлен на фронт, получив аналогичную должность в 52-й армии под Ленинградом. Погиб в бою. Генерал-майор. Кавалер одного ордена. (Фото взято из открытых источников).
Павел Ионович родом из Могилёвской области Белоруссии. Участвовал в боях во время советско-японского конфликта на реке Халкин-Гол. На 22 июня 1941-го находился на должности замкомандующего 17-й армии, дислоцированной в Забайкалье. В январе 1942-го направлен на фронт, получив аналогичную должность в 52-й армии под Ленинградом. Погиб в бою. Генерал-майор. Кавалер одного ордена. (Фото взято из открытых источников).

Исполнилось 23 года немецкому лётчику-асу Г. Баркхорну.

Герхард Баркхорн начал службу в авиации в 1937-м году. Участвовал в войне с Францией и в битве за Британию - попытке немцев принудить Великобританию к капитуляции силами Люфтваффе, окончившейся неудачей с большими потерями авиации Германии, однако там успехов не добился. С первых дней на советско-германском фронте, где полностью раскрылся его талант. К концу 1942-го сбил 100, а к апрелю 1945-го 301 советский самолёт, совершив при этом более тысячи боевых вылетов. Тем самым стал вторым лётчиком-асом по количеству сбитых самолётов в истории человечества и Второй Мировой войны. В последние недели боевых действий переведён на Западное направление, получил в своё распоряжение реактивный самолёт, на котором новых воздушных побед не достиг, потерпел крушение, выжил, попал в плен к союзникам. Награждён Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями и Мечами, майор Вермахта. После капитуляции Рейха продолжил службу в авиации Западной Германии, где находился до 1976-го года. Вновь попал в авиакатастрофу и вновь выжил. Генерал-лейтенант авиации. Умер в 1983-м от травм, полученных в результате дтп. (Фото взято из открытых источников).
Герхард Баркхорн начал службу в авиации в 1937-м году. Участвовал в войне с Францией и в битве за Британию - попытке немцев принудить Великобританию к капитуляции силами Люфтваффе, окончившейся неудачей с большими потерями авиации Германии, однако там успехов не добился. С первых дней на советско-германском фронте, где полностью раскрылся его талант. К концу 1942-го сбил 100, а к апрелю 1945-го 301 советский самолёт, совершив при этом более тысячи боевых вылетов. Тем самым стал вторым лётчиком-асом по количеству сбитых самолётов в истории человечества и Второй Мировой войны. В последние недели боевых действий переведён на Западное направление, получил в своё распоряжение реактивный самолёт, на котором новых воздушных побед не достиг, потерпел крушение, выжил, попал в плен к союзникам. Награждён Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями и Мечами, майор Вермахта. После капитуляции Рейха продолжил службу в авиации Западной Германии, где находился до 1976-го года. Вновь попал в авиакатастрофу и вновь выжил. Генерал-лейтенант авиации. Умер в 1983-м от травм, полученных в результате дтп. (Фото взято из открытых источников).

Опубликована очередная сводка Совинформбюро.

Утреннее сообщение:

В течение ночи на 20 марта на фронте каких-либо существенных изменений не произошло.

Пленный ефрейтор 2 роты 558 полка 331 немецкой пехотной дивизии Карл Рихтер рассказал: «331 дивизия формировалась в Кенигсбрюкке. Недавно наш батальон отправили на фронт. Когда мы прибыли к месту назначения, во 2 роте насчитывалось около 50 обмороженных солдат. В первом же ночном бою наша рота разбежалась. Я объясняю это тем, что люди были плохо обучены. Дисциплина тоже была неважная, хотя командир роты постоянно угрожал нам расстрелом».

Немецкий солдат Иозеф Альброс писал 22 февраля на родину: «Наш полк при поддержке артиллерии несколько раз пытался атаковать неприятельские позиции, но русские при помощи танков вывели из строя наши пушки. За два дня один из наших батальонов потерял 170 солдат. Не достигнув успеха и потеряв много своих товарищей, мы вынуждены были отступить».

На судоремонтном заводе имени Урицкого кузнец тов. Зельбухаров, выполняя оборонный заказ, дал за смену 4.600 процентов нормы. На этом же заводе котельщик тов. Богаев предложил производить вальцовку одной детали новым способом, что в восемь раз увеличило производительность труда при обработке этой детали.

Вечернее сообщение:

В течение 20 марта на некоторых участках фронта наши войска вели наступательные бои против немецко-фашистских войск и нанесли им большой урон.

На 19 марта уничтожено 37 самолётов противника. Наши потери - 14 самолётов.

За 20 марта под Москвой уничтожено 6 немецких самолетов.

На одном из участков Южного фронта на нашу сторону перешёл немецкий унтер-офицер Эрхард Беемэ. Перебежчик рассказал: «Наш батальон укомплектован солдатами, переброшенными на советско-германский фронт из Франции. Меня зачислили в 8 роту. В ней я застал всего 50 человек. С 27 февраля по 7 марта в нашей роте убито и ранено 25 человек. 7 марта я нашёл и прочитал советскую листовку, в которой было напечатано обращение первой конференции немецких военнопленных в СССР. Подумав, я решил сдаться в плен, что и сделал при первой возможности».

Почти во всех письмах и дневниках убитых немецких солдат и офицеров имеется запись о грабежах и зверствах, чинимых гитлеровцами в советских городах и сёлах, временно ими оккупированных. Так, солдат 190 полка 62 немецкой пехотной дивизии Роберт Вагнер писал своей жене: «Вчера мы нашли картошку. Теперь можно что-нибудь кушать... Хорошо было бы достать чего-нибудь к картошке. Но в селе уже не найдёшь и хвоста от коровы, не говоря уже о свинье. Наши солдаты уже поели всё без остатка».

(Написаны основные тезисы сводки. Материал взят с сайта. Ссылка: https://rus.team/events/svodki-sovetskogo-informbyuro-za-20-marta-1942-goda-velikoj-otechestvennoj-vojny).

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Сегодня я заканчиваю свой рассказ о французском военно-морском флоте. Итак Эпизод 3 Части 26. Поехали!

Крейсер "Глуар". (Фото взято из открытых источников).
Крейсер "Глуар". (Фото взято из открытых источников).

Помимо серии построенных к началу Второй Мировой войны лёгких крейсеров Франция обладала ещё несколькими кораблями подобного типа.

Четыре тяжёлых крейсера типа "Сюффрен": головной корабль, "Кольбер", "Фош" и "Дюпле" вступили в строй в начале 1930-х.

"Сюффрен" перешёл на сторону союзников, прошёл войну и был списан в 1970-х. Остальные три корабля были затоплены французами в Тулоне перед приходом немцев, а в будущем отправлены на чермет.

Крейсер "Сюффрен". (Фото взято из открытых источников).
Крейсер "Сюффрен". (Фото взято из открытых источников).

В 1940-м вступил в строй головной тяжёлый крейсер "Алжир". Всего должно было быть построено три корабля такой серии и строились они также из соображении противодействии итальянскому флоту в средиземноморье, однако из-за начавшейся войны два оставшихся крейсера остались только на чертежах. "Алжир" участия в боях практически не принимал, как и другие свои собратья затоплен в Тулоне, позже поднят и отправлен в металлолом.

Два крейсера "Дюкен" и "Турвиль" спущены на воду в конце 1920-х и имели главную задачу в ведении разведки, маневрирования, а также вступление в сражения с кораблями противника подобных классов в основном в океане. Однако к началу Второй Мировой эти крейсера значительно устарели. В итоге перешли на сторону союзников, но участия в боевых действиях практически не принимали из-за своих весьма ограниченных возможностей. В 1950-1960-х отправлены на разделку.

Крейсер "Дюкен". (Фото взято из открытых источников).
Крейсер "Дюкен". (Фото взято из открытых источников).

В 1933-м спущен на воду интересный экземпляр военного корабля крейсер-минный заградитель "Эмиль Бертен".

Такой корабль благодаря опять же большой скорости хода и нестандартных решений в своей конструкции создавался с целью установки минного заграждения у берегов противника, при этом имея сильное артиллерийское вооружение и слабую броню был способен вступить в бой с более слабым потенциальным противником, а благодаря лучшим мореходным качествам иметь бОльшую возможность одержания победы против него. То есть крейсер имел двойное назначение: минного заградителя и быстроходного крейсера, способного успешно вести бой с одним или несколькими эсминцами или лёгким крейсером неприятеля.

Во время Второй Мировой войны его задачи несколько изменились. Служил на стороне союзников, сначала оказывая поддержку в боях с немецкими войсками в Норвегии. Вывез в США золотой запас Франции перед её капитуляцией. Далее выполнял задачи в Средиземном море. Отправлен на металлолом в 1961-м году.

Крейсер "Эмиль Бертен". (Фото взято из открытых источников).
Крейсер "Эмиль Бертен". (Фото взято из открытых источников).

Помимо линкоров и крейсеров французские кораблестроители удивили и в строительстве эскадренных миноносцев.

Дело в том, что используя полученные технологии, позволявшие своим боевым кораблям дать очень высокую быстроходность и маневренность при этом не в ущерб вооружению, французы построили очень большое количество лидеров (лидер - эскадренный миноносец, который по размерам, водоизмещению и вооружению был больше обычного стандартного эсминца, мог возглавлять отряды эсминцев при выполнении боевых задач, а в бою при определённых обстоятельствах мог противостоять лёгкому крейсеру неприятеля и имел подавляющее преимущество в бою с обычным эсминцем). Из всех французских эскадренных миноносцев (71 единица), построенных к началу Второй Мировой войны, лидеров оказалась почти половина - 32 единицы. В тоже время во флотах других держав процентное соотношение таких кораблей по отношению к эсминцам стандартного водоизмещения было намного меньше.

Лидер "Триомфан". (Фото взято из открытых источников).
Лидер "Триомфан". (Фото взято из открытых источников).

Самыми современными лидерами у Франции была серия из шести кораблей типа "Фантаск". Помимо хороших мореходных качеств и сильного артиллерийского вооружения лидер вновь показывал высокие скорости хода, а один из серийных "Террибл" и вовсе побил мировой рекорд по скорости среди лидеров, развив её более чем в 45 узлов.

Лидер "Террибл". (Фото взято из открытых источников).
Лидер "Террибл". (Фото взято из открытых источников).

Четыре "Фантаска" в итоге оказались на стороне союзников, пережили войну и были отправлены в утиль в 1950-1960-х годах. Два вошли в состав флота Виши и были потоплены англо-американскими бомбардировщиками в портах базирования, затем подняты и также ушли на разделку.

Помимо этих кораблей Франция построила и достаточно большое количество эсминцев. Они имели хорошее вооружение и вновь высокую скорость хода. Проявили себя прекрасно во время эвакуации английских войск, окружённых в Дюнкерке в 1940-м году.

В общей сложности из 71 построенных лидеров и эсминцев в войну погибли 50.

В тоже время французское руководство не уделяло практически никакого внимания на самые лёгкие силы: тральщики, сторожевые корабли, торпедные катера. Всего смогли построить таких кораблей не более трёх десятков.

Лидер "Фантаск". (Фото взято из открытых источников).
Лидер "Фантаск". (Фото взято из открытых источников).

Помимо серьёзных надводных сил Франция, имеющая прямой выход в мировой океан активно строила и подводный флот. Естественно приоритет был отдан подводным лодкам океанского типа, способных проводить длительные рейды и защищать не только побережье страны, но и собственные колоний.

Помимо кораблей стандартного типа французы умудрились построить и уникальный подводный крейсер "Сюркуф", о котором я рассказывал в этом материале.

Однако быстрая капитуляция Франции привела к тому, что подводный флот практически не принял участия в глобальной войне, а львиная доля его подлодок погибла. Запомнился лишь один значительный случай применения французской подлодки, которая оставшаяся на стороне правительства Виши торпедирована английский линкор "Резолюшен", выведя его из строя на несколько месяцев.

Подводная лодка "Редутабль". (Фото взято из открытых источников).
Подводная лодка "Редутабль". (Фото взято из открытых источников).

По завершении Второй Мировой войны мощный - четвёртый или пятый по силе в мире военно-морской флот потерял более двух третей боевых кораблей. Причём львиная доля из сохранившихся и отремонтированных оказались серьёзно устаревшими и впоследствии были разобраны на металлолом. При этом ВМФ Франции из-за скорой капитуляции страны участия в глобальной войне практически не принимал. Почти все корабли были либо затоплены своими экипажами, либо потоплены в местах базирования, либо простояли в портах в бездействии.

Таким образом в послевоенный период Франция вынуждена была создавать военно-морской флот полностью с нуля.

Подводная лодка "Диана". (Фото взято из открытых источников).
Подводная лодка "Диана". (Фото взято из открытых источников).

А у меня пока всё. Новая Часть о чём-то новом интересном выйдет совсем скоро!

Прошлый Эпизод 2 Части 26 можно почитать перейдя по ссылке: Вторая Мировая: день за днём. 19 марта 1942 года. 271-й день Великой Отечественной войны+Часть 26: французский флот-ставка на скорость. Э 2.

Следующую статью можно почитать перейдя по ссылке: Вторая Мировая: день за днём. 21 марта 1942 года. Двести семьдесят третий день Великой Отечественной войны.

Очень жду от Вас оценки качества этой и предыдущих статей! Ну и конечно подписывайтесь, кому понравился мой проект. В будущем опубликую ещё очень много материалов про Вторую Мировую и Великую Отечественную войны.