Найти тему

Город, "расчерченный на квадратики", и три луча, задавшие направление развития Петербурга.

Оглавление

УЛИЦЫ ПЕТЕРБУРГА.

Часть 1. Появление петербургских улиц.

От автора.

По Петербургу непременно нужно ходить пешком и оставаться с ним наедине, наслаждаться музыкой и поэзией камня, слушать голос гранитных набережных и вглядываться в тёмные воды Невы! И однажды вы почувствуете его незримый дух: город откроется перед вами горизонтами былых времён. Так однажды он явился мне: на фоне исторических декораций ожили события давно минувших лет, улицы заполнились историческими персонажами, а старые дома поведали истории и тайны, свидетелями которых им суждено было стать. И мне нестерпимо захотелось поделиться своими открытиями. Вот тогда я и начала «Виртуальные прогулки в историю», которые привели меня в «Дзен».

И прямо сейчас предлагаю отправиться гулять по Петербургу. Неспешно, куда глаза глядят.

Невский проспект /фото из личного архива/
Невский проспект /фото из личного архива/

Первые плановые улицы

Потеряться в Петербурге невозможно! Отправившись бродить по петербургским улицам, здесь можно либо затеряться среди толпы, либо заблудиться в истории, переходя от дома к дому и заглядываясь на их причудливые фасады. Дома вдоль улиц вытянулись в линию «единою фасадою». Так ещё основатель города повелел! Стоят они, тесно прижавшись друг к другу, и безмолвно хранят вековую историю города.

Первые улицы в Петербурге появились в 1703 году на Городском (нынешнем Петроградском) острове. Возникали они спонтанно! Тогда ещё все силы были брошены на строительство крепостей, а для строителей возводились времянки. Следующим после Городского острова начинает осваиваться остров, образованный между Невой и рекой Мойкой. На нём в 1704 году начинается строительство крепости-верфи Адмиралтейство, давшей название острову. Эта крепость, в помощь расположенной на другом берегу Петропавловской крепости, также предназначена была для защиты от входа в Неву вражеских кораблей. Но, помимо этого, она стала стратегическим предприятием. Здесь создавался Балтийский военный флот. За крепостным гласисом (так называется открытое пространство вокруг крепости, необходимое для обзора местности) селились строители крепости и корабелы. Их жилища ещё тоже возводились стихийно. Тогда же у важных городских объектов образовывались первые городские площади, от которых и расходились улицы. Так появилась сначала Троицкая площадь у стен Петропавловской крепости, затем обширное свободное пространство у Летнего сада и другие.

Но после Полтавской битвы в 1709 году ситуация меняется. Пётр 1 планирует сделать строящийся на Неве город новой столицей государства, и начинается его плановая застройка. В 1711 году, на берегу Невы, вверх по течению, заложили ещё одно стратегическое предприятие – Литейный двор. Там делали пушки! И снова работники селились рядом, но улицы здесь появлялись и застраивались уже не стихийно. После решающей победы над шведами на берегах Невы начали обустраиваться основательно и надолго. Тогда уже и улицы стали прокладывать целенаправленно.

Эти первые городские улицы были прямые и ровные! Загляните-ка в Гугл-карты! Это Нева со всеми своими рукавами фривольно изгибается и юлит! А улицами, пересекающими их, буквально исчерчен исторический центр! Это не случайно, и это уже не царская прихоть! Город строили по берегам Невы, а берега были обильно покрыты густыми нехожеными лесами. Чтобы появилась улица, надо было прежде сделать в лесу просеку.

Если заглянуть в словарь (ну, если не получается сформулировать, что такое улица), он подскажет, что улица – это «пространство» между двумя рядами домов для прохода или проезда! Понятно, что в Петербурге сначала был проезд или проход средь леса. Улицы появились потом, когда просеки стали застраивать! Так что не от домика к домику протаптывалась дорожка, а домики появлялись на дорожках! Причём, чем интенсивнее и планомернее появлялись просеки, тем активнее надо было строиться! Видимо, не поспевали строители за лесорубами, потому что просеки поначалу застраивались лишь с одной стороны! Такие «недоделанные» улицы (под определение-то не попадают!) называли линиями. Вот вдоль них и вытягивались вереницей домики друг за другом.

Петербург, исчерченный улицами. Литейная сторона
Петербург, исчерченный улицами. Литейная сторона

А теперь ещё раз посмотрите на карту. В районе нынешнего Литейного проспекта, карта словно расчерчена на «квадратики»! Это наглядный план строительства петровского времени! Вокруг Литейного двора для его работников и проложили просеки-линии-улицы. Их считали от Невы: 1-я Береговая, 2-я Береговая и т.д.

Петербург, исчерченный улицами. Васильевский остров
Петербург, исчерченный улицами. Васильевский остров

Улицы несостоявшегося центра Петербурга

Ещё на карте Петербурга бросаются в глаза «квадратики» на Васильевском острове. Именно там Пётр задумал разместить центр Петербурга. Правда, поначалу он подарил остров своему другу и соратнику Александру Даниловичу Меншикову, которого назначил первым губернатором Санкт-Петербурга. Это был первый шаг русского царя по освобождению территории будущего города от непроходимых лесов: он дарил острова своим приближённым, которые и должны были за свой счёт облагораживать местность. Меншиков к этому времени уже был так богат, что быстро и основательно обосновался на своём острове, создав там собственную усадьбу с многочисленными постройками. Но тут вдруг у Петра родилась грандиозная идея, и он отнимает остров у друга! Впрочем, Меншикову было не привыкать! Отношения между друзьями были весьма непринуждённые!

А Пётр задумал расположить центр Петербурга на самом большом в дельте реки Невы Васильевском острове и превратить его в Маленькую Голландию, изрезав весь остров каналами! Это был грандиозный проект 1716 года, созданный архитектором Доменико Трезини. Три продольных больших канала (три нынешних проспекта) должны были пролегать через весь остров, соединяя Финский залив со Стрелкой Васильевского острова, на которой планировался порт. Продольные каналы должны были под прямым углом пересекаться узкими поперечными. Вдоль каналов на их набережных с двух сторон должны были размещаться дома. Но, так как застройка велась только с одной стороны набережной, с каждой стороны канала получилась линия из домов. Линии пронумеровали. По разные стороны канала они получили разные номера. Вот под эту сеть каналов и подготовили Васильевский остров, нарубив в лесу просек.

План Петра начали реализовывать ещё при его жизни. Началось строительство порта на Стрелке, который был открыт уже к 30-м годам18 века и оставался там почти до середины 19 века. Начали на острове рыть и поперечные каналы. До 13-й линии дорыли. Руководил работами всё тот же Меншиков. Но, то ли просчитались, то ли проворовались, каналы получились такие узкие, что лодки, плывущие с двух сторон, носами упирались, как бараны, и разъехаться уже не могли. Работы на острове были уже в разгаре, когда Пётр передумал! Центр на Васильевском острове явно стал неактуален! К этому времени активно осваивались Адмиралтейские острова. И идея с центром на Васильевском острове провалилась! Каналы в условиях болотистой местности вскоре зацвели и начали дурно пахнуть. В середине 18 века Екатерина 2 повелела их засыпать. В результате полноценные улицы оказались сложенными из 2х линий. Вот в чём секрет этих удивительных улиц на Васильевском!

Главная городская улица

Пока у Петра зрел план создания центра Петербурга на Васильевском острове, надо было решать немало насущных задач сегодняшнего дня. Во-первых, нужно было зафиксировать решающую победу над шведами созданием в Петербурге грандиозного памятника. Таким памятником стал заложенный в 1710 году на берегу Невы мужской монастырь. Место для него было выбрано не случайно. Оно находилось довольно далеко от других построек Санкт-Петербурга, вверх по течению Невы, потому что считалось, что именно там, в далёком 1240 году, русский князь одержал победу над шведами и вошёл в историю под именем Александр Невский. Позже историки определили, что эта битва была в другом месте, но это было уже не важно. Монастырь, получивший имя легендарного героя, стал своеобразной перекличкой времён в борьбе за невские земли. Создание монастыря преследовало ещё оду цель. Петербург нужно было сделать популярным. В 1724 году из Владимира в монастырь были перевезены останки князя Александра Невского, и монастырь стал местом паломничества верующих, религиозным центром православной России. Но до него надо было ещё добраться! Не только из России, но и из Петербурга, который тогда ещё умещался в границах реки Мойки.

В 1710-х годах началось строительство «першпективы» – широкой дороги, соединявшей Адмиралтейство и монастырь. Тогда же Пётр задумал сделать город на невских берегах новой столицей России. Прокладываемая дорога должна была пересечь старый Новгородский тракт, существовавший ещё в допетровские времена, связывающий Россию с Невой – главной транспортной артерии этих мест. Создание Невской перспективы, как стали со временем называть дорогу, позволило подготовиться к переезду царского двора и правительства из Москвы в Петербург.

Таким образом, в петровские времена в городе уже были проложены первые улицы, сохранившиеся по сей день и ставшие основой Санкт-Петербурга. Начинания Петра 1 на берегах Невы активно продолжила императрица Анна Иоанновна.

Трёхлучие

Мало что изменилось в Петербурге во времена Екатерины 1, а Пётр 2 и вовсе покинул город, отправившись царствовать в Москву. Но не для того Пётр создавал новый город, чтобы он так быстро закончил своё существование! После вступления на престол Анны Иоанновны она вернула двор на берега Невы и продолжила раскраивать территорию Санкт-Петербурга.

К этому времени в городе немало уже было построено роскошных каменных дворцов для знатных вельмож, но основная масса народу проживала в деревянных убогих домишках, крытых соломой, которые создавались ещё при Петре как временное жильё. Избавиться от них руки не доходили. Но судьбу города решили высшие силы. В 1736 и 1737 годах в столице стояло необычайно жаркое лето. От горячих солнечных лучей загоралась солома, и дома вспыхивали, как спички. Огонь пожирал дом за домом. За 2 года выгорела практически вся Морская слобода, расположенная за Адмиралтейством. Из 520 домов сохранилось 173! Нужно было заново отстраивать город. Начали запрещать деревянное строительство. В 1837 году была создана Комиссия о Санкт-Петербургском строении – первая в стране градостроительная организация. Её возглавил архитектор Пётр Еропкин! Он же стал автором первого генерального плана застройки города. В его основу лёг популярный архитектурный приём «трёхлучие». Три луча улиц, собранных у Адмиралтейской башни с корабликом (нынешние Невский пр., Гороховая ул. и Вознесенский пр.), веером разбежались в разные стороны по городу, создавая удивительный эффект. Находясь в центре города и двигаясь к Неве, до сих пор не покидает ощущение, что Адмиралтейство повсюду. Оно словно отражается в зеркалах и многократно повторяется!

Петербург, исчерченный улицами. Три луча улиц, исходящих от Адмиралтейства
Петербург, исчерченный улицами. Три луча улиц, исходящих от Адмиралтейства

На эти три луча, словно нити паутины, стали нанизываться всё новые и новые улицы разрастающегося Петербурга. Со временем возникала потребность связывать улицы между собой проездами и переулками, продлевать их и соединять несколько оказавшихся рядом улиц в одну. Типичные истории разрастающегося города, своими насущным проблемами вторгающегося в планы!

К концу 18 века в Петербурге имелось уже свыше 200 улиц, а к середине 19 века их было уже более 500. Очевидно, что уже к середине 18 века на улицах Петербурга вполне можно было заблудиться. Причём в буквальном смысле, потому что официальных названий у улиц не было!

Как же ориентировались в Петербурге его прежние жители? Когда появились названия улиц? Какие ещё особенности можно заметить на петербургских улицах? Обо всём этом уже скоро.

От автора.

У меня уже появилась аудитория читателей, которым я безмерно благодарна за поддержку! И те, кто уже начал читать мои исторические заметки, наверное, заметили, что они логически связаны между собой. Я понимаю, как трудно найти сейчас терпеливого читателя, но надеюсь, что «мой читатель» найдёт меня. Мои истории длинные, с продолжением. Я их буду объединять в рубрики, а рубрики тоже будут перекликаться и пересекаться между собой, как пересекаются и перекликаются исторические события и персонажи. И удивительным образом, задаваясь каким либо вопросом, стоя у исторического здания в Петербурге, вдруг находишь ответ на него совсем в другом месте. Я преследую цель воссоздать общую картину города, складывая её как мозаику из отдельных кусочков истории. А потому, хоть я и стараюсь делать заметки вполне законченными, чтобы заинтересовать тех, кто впервые заглянул в мой канал, мне кажется, гораздо интереснее путешествовать в истории от самого начала. Если я уже нашла единомышленников, я очень рада и признательна вам за интерес. Постараюсь сделать путешествие в историю столицы Российской империи увлекательным. В то же время Присоединиться в «Дзене» к «Виртуальным прогулкам в историю» можно в любой момент: я буду делать в заметках ссылки на другие связанные заметки. Достаточно нажать на выделенный в тексте фрагмент и перейти в соответствующую статью.

Итак, если вы со мной, ждите продолжения. А я буду ждать вас!

Окончание:

От автора.

Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -

Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!