На канале мы уже знакомили читателей с французскими линейными кораблями типа "Курбэ, при этом отметили, что в дальнейшем продолжим раскрывать судьбу этих корабле. Судьба линкоров типа "Курбэ" представлена в нескольких статьях здесь (прочитать можно ЗДЕСЬ) или здесь (ТУТ). И сейчас продолжим знакомиться с вооружением этих кораблей.
Начало статьи ЗДЕСЬ.
В первой части статьи мы знакомимся со станками для 305 мм орудий Mle. 1906/10.... Вертикальное и горизонтальное наведение производилось с помощью электродвигателей. В первом случае вращение передавалось на зубчатый обод, связанный с качающейся частью станка, а во втором – на цевочный обод, установленный снаружи подачной трубы. Характерной особенностью новых установок было применение универсальных регуляторов скорости вращения, так называемых «муфт Дженни». «Муфта Дженни» позволяла не только плавно менять скорость вращения исполнительного механизма при постоянной скорости вращения электродвигателя, но также останавливать исполнительный механизм и менять направление его вращения.
Конструктивно она представляла собой гидравлический механизм, состоящий из двух частей, разделенных распределительным диском. Одна из частей, соединенная с электродвигателем, служила насосом, а другая, соединенная с исполнительным механизмом, – гидромотором. Распределительный диск был устроен таким образом, что от его наклона зависели скорость и направление вращения выходного вала при постоянной скорости и направлении вращения входного вала. Кроме того, муфта Дженни действовала еще как эластичный и, вместе с тем, надежный тормоз, что позволяло почти моментально, без удара менять направление вращения выходного вала, идущее с большой скоростью.
За счет такого решения наведение по высоте для 305-мм/45 орудий Модели 1906-1910 осуществлялось с двадцатью скоростями выбора. Было возможно и ручное наведение всего одним членом экипажа, которое обеспечивало подъем ствола со скоростью 0,5 градуса в секунду. Для наведения по горизонту с помощью электромотора Дженни так же можно было осуществлять выбор скорости, но для ручного наведения требовалось шесть членов экипажа, при этом обеспечивалась скорость наведения до 1,5 градусов в секунду.
Зарядный погреб располагался в верхней части подбашенного отделения, снарядный – в нижней. Для подачи в башню снаряды в погребах кранами грузились в подвесные тележки, доставлявшие их на подготовительный стол. Оттуда они скатывались в питатели снарядной платформы и загружались в нижние зарядники, поднимавшие снаряды в перегрузочное отделение. Полузаряды вручную загружались в свои питатели, затем в зарядники и подавались в перегрузочное отделение, где и те, и другие при помощи цепных досылателей перегружались в верхние зарядники, доставлявшие их непосредственно в башню к орудиям.
Подобное разделение подачи на два этапа позволяло в процессе стрельбы иметь запас снарядов и полузарядов в перегрузочном отделении, откуда их доставка к орудиям требовала меньше времени (соответственно, возрастала скорострельность), то есть при начале цикла заряжания боеприпасы уже находились в непосредственной близости от боевого отделения. Для обеспечения последовательности процесса заряжания использовалась так называемая система «взаимной замкнутости» – электромеханическая блокировка операций. Так подача боеприпасов в башню верхними зарядниками могла осуществляться лишь при полностью открытом затворе, закрыть который можно было только после досылки боеприпасов и спуска верхнего зарядника.
Заряжание производилось в пределах -5°…+15°. В этом диапазоне только верхний зарядник, связанный с приводом вертикального наведения, отслеживал движение орудия, а цепной досылатель входил в состав качающейся части установки. При превышении предельного угла заряжания (+15°) происходила блокировка зарядника, для снятия которой требовалось вернуть орудие в диапазон угла заряжания.
На случай выхода из строя основных механизмов подачи предусматривалась независимая подача боеприпасов, которая могла производиться как из погребов в перегрузочное отделение, так и из последнего в башню. Приспособления, используемые для этого, позволяли поднимать каждый снаряд усилием трех-четырех человек. Если для броненосцев типа «Дантон» имелось четыре готовых выстрела для каждого орудия, то для типа «Курбэ» – шесть полных выстрелов для каждого орудия (два в боевом отделении, четыре в перегрузочном отделении).
Для 305-мм/45 орудий линкоров «Курбэ» был разработан бронебойный снаряд АРС Model 1906-1910 весом 428,35 кг(вес ВВ – 16,46 кг мелинита). Чуть позже боекомплект линкоров был пополнен фугасным снарядом – HE Model 1916 весом 351 кг. Вес заряда составлял 124,3 кг для бронебойного снаряда и 127 кг – для фугасного HE Model 1916. Боекомплект – 100 выстрелов на ствол, при этом живучесть ствола составляла 300 выстрелов.
Линейные корабли типа «Курбэ» вошли в строй в 1913-1914 годы, в это время Великобритания, Германия и США успели ввести в строй уже не одну серию своих дредноутов, но для Франции это были первые линейные корабли-дредноуты. Нами было уже проведено сравнение этих дредноутов по основным характеристикам (в прошлой статье), в том числе по количеству орудий в бортовом залпе. Предлагаем вам качественные характеристики орудий, которыми были вооружены линейные корабли в рассматриваемый период (табл.1).
Как видим, линкоры «Курбэ» по весу бронебойного снаряда (428 кг) превосходили своих британских, немецких, американских и японских «одноклассников», уступая русским, итальянским и австро-венгерским дредноутам. Соответственно, относительно тяжелый снаряд и 10 орудий в бортовом залпе делали французские линкоры опасными соперниками в морском бою, тем более что его более «мощные» соперники (русские, итальянские и австро-венгерские линкоры) не вели активных боевых действий. В то же время орудия линкоров «Курбэ» имели достаточно высокую живучесть стволов (300 выстрелов), превосходя в 1,5-3,5 раза практически всех своих современников, кроме русского «Севастополя».
Обращает на себя внимание относительно большое количество ВВ, которым оснащались бронебойные снаряды «французов», что должно было обеспечить им «мощное» воздействие на преграду. Однако похвастаться хорошим бронепробитием пушки «Курбэ» не могли (табл.2).
Бронебойный снаряд АРС на дистанции 6 000 м под углом встречи 0° пробивал 390-мм броневую плиту прокатанной железной брони, а на дистанции 11 000 – 270-мм броню. По данным сайта www.navweaps.com, при угле встречи 20° на тех же дистанциях эти показатели уменьшались до 363 мм и 260 мм соответственно. Приведенные в таблице данные позволяют сделать вывод, что по мощности снаряды французских дредноутов находились на уровне своих британских «коллег», уступая остальным «одноклассникам» (предположительно исходя из имеющихся данных).
Но, как уже говорилось, главным недостатком вооружения первых французских дредноутов была ограниченная дистанцией 13,5 км дальность стрельбы. В книге «Линейные корабли типа «Курбэ» Ю.И.Александров, подчеркивая этот недостаток у «французов», приводит данные о ведении артиллерийского огня в нескольких морских сражениях Первой мировой: в бою у Фолклендских островов (9000-15000 м), в бою у Доггер-Банки (14500-20000 м), в Ютландском сражении (13000-17000 м).
Мне бы хотелось вспомнить иное противостояние, а именно бои в Рижском заливе в 1915 и 1917 годах. Вспомним, что противниками русского броненосца «Слава» в 1915 году были немецкие броненосцы типа «Брауншвейг», которые имели дальность действия своих тяжелых орудий до 110 кабельтовых (20400 м), а в 1917 году – немецкие линкоры типа «Нассау», которые вели огонь уже на 120 кб (22300 м)! В то же время русский броненосец, ведя огонь 305-мм снарядами «образца 1915 года» с баллистическими наконечниками, при угле возвышения 20 градусов мог действовать орудиями ГК только на 89 кб (16527 м). Для увеличения дальности стрельбы экипаж мог использовать искусственный крен в 3 градуса на нестреляющий борт, что позволяло увеличить дальность до 98 кб (18200 м). А если доводили угол возвышения до максимальных 22,5 градусов, то с креном в 3 градуса наибольшая дальность снарядами с наконечниками увеличивалась до 115 кб (21355 м). То есть дальность стрельбы отдельных броненосцев-додредноутов могла быть и реально обеспечивалась в боевых условиях на большую дистанцию, чем у новейших французских дредноутов. Как говорится, есть о чем подумать конструкторам и сделать выводы. Хотя конечно, можно предположить, что в случае необходимости французские дредноуты могли бы использовать "методику "Славы".
Однако все это только расчеты и предположения. Как мы уже знаем, французским линкорам типа «Курбэ» (и то не всем) только один раз довелось использовать свой главный калибр по настоящему противнику, да и то по слабейшему. Но, к счастью, корабли часто только своим присутствием и наличием достигают определенных целей, и история линкоров типа «Курбэ» яркий тому пример.
Источники: Александров, Ю. Линейные корабли типа «Курбэ». 1909-1945 гг. Ю.И.Александров. – СПб: Издатель Р.Р.Муниров, 2007. – 84 с.: Балакин, С. ВМС Франции. 1914-1918. Справочник по корабельному составу / С.А.Балакин //Морская коллекция, № 3(33) – 2000.– 32 с.; Больных, А.Г. Линкоры. Иллюстрированная энциклопедия /А.Г.Больных – М.:Яуза: ЭКСМО: 2013. – 288 с.; Броненосцы типов «Републик», «Демократи»,
«Дантон». Сборник статей и документов– СПб: Издатель Р.Р.Муниров, 2014. – 120 с.; Патянин, С. Дредноуты Первой мировой. Уникальная энциклопедия/С.В.Патянин, А.В.Дашьян – М.: Яуза, ЭКСМО, 2015. – 384 с.
Если хотите еще больше материалов по военно-морской тематике - приглашаем Вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, как говорится, "для состоятельных парней", )) Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь.