Найти тему
Загадки истории

«Самый облученный человек в мире»: история Константина Чечерова

Оглавление

Константин Павлович Чечеров – человек, который не только получил неофициальное звание самого облученного в мире, но и тот, кто подготовил свою версию того, что же случилось в ночь с 25 на 26 апреля на Чернобыльской АЭС.

Эксперимент в опасных условиях

Когда случилась авария на Чернобыльской атомной электростанции, Константин Павлович, будучи экспертом в области ядерного топлива и радиационных материалов, написал на имя руководства прошение – чтобы ему разрешили отправиться на территорию АЭС.

У Чечерова в голове возникла идея: он хотел подняться над поврежденным 4-м энергоблоком на вертолете и найти «высокотемпературный кристалл», то есть, ту область, где радиоактивное топливо наиболее сильно разогрелось.

И Чечерову, спустя некоторое время, разрешили это сделать.

В распоряжении советского ученого был американский шпионский прибор Infra-red spy termometer PS-1000 – инфракрасный измеритель температуры. Константин Павлович с его помощью намеревался, находясь на относительно большом удалении от энергоблока, обнаружить-таки «температурный кристалл».

7 июня 1986 года ученый прибыл в Припять. Там во всю кипела работа по ликвидации последствий катастрофы. У Чечерова были все необходимые бумаги на руках, поэтому его обязаны были посадить в вертолет и доставить к 4-му энергоблоку. Что, собственно, и было сделано.

Можно представить, что в тот момент творилось с Константином Павловичем. С одной стороны, он понимал, что получит серьезную долю облучения. С другой – Чечеров жаждал сделать открытие, провести эксперимент, который в таких условиях никто не осуществлял. Ведь, к счастью, не каждый день, и не каждый год, и не каждое десятилетие в мире взрываются энергоблоки АЭС.

Но найти «температурный кристалл» Чечеров не смог. Он использовал американский прибор, который показывал, что внутри энергоблока температура находится на уровне 25 градусов по Цельсию. А температура окружающего воздуха – «на улице» тогда была за 30 градусов. В Украинской ССР было лето.

Ученый предположил, что прибор, по какой-то причине, показывает неверные данные. Спустя какое-то время, Константин Павлович распорядился еще раз поднять вертолет в воздух. Были во второй раз сделаны замеры. Но результат был тот же: 24 градуса по Цельсию.

То есть, никакого «температурного кристалла» в поврежденном энергоблоке не было.

Тогда Чечеров отважился на решительный шаг: ученый решил войти в энергоблок и осмотреть там всё своими глазами. И он это сделал.

Не думаю, что государство было так заинтересовано в том, чтобы Константин Павлович, во что бы то ни стало, провел свои эксперименты. Но идею Чечерова поддержали. Хотя бы потому, что он был добровольцем, который согласился вынести из энергоблока самописцы (их ленты). Информация с них могла помочь в установлении причин катастрофы.

Позже, на протяжении 10 лет, ученый посещал внутреннее пространство поврежденного реактора.

-2

«Самый облученный человек в мир»

Доза облучения, которую получил ученый, составила 2500 рентген. Чтобы понимать:

1. Допустимая доза для профессионалов, которые работают в области ядерной энергетики составляла 5 рентген в год.

2. А допустимая доза для ликвидаторов чрезвычайных ситуаций составляет 25 рентген в год.

Константину Павловичу, действительно, досталось очень много радиации. Но, нужно отметить, что до 65 лет Чечеров дожил. И из жизни он ушел не в 1996 году. Как выше было указано, 10 лет он посещал Чернобыльскую АЭС. А из жизни ушел в году 2012-м. То есть, при очень большом облучении Чечеров прожил на этом свете, с момента аварии и первого посещения АЭС, 26 лет.

Открытия

Когда Константин Павлович попал на территорию 4-го энергоблока, то многое для него прояснилось.

Оказалось, что, действительно, никакого «температурного кристалла» там нет. Вокруг воздух был не горячим. Часть топлива, смешавшись с бетоном и металлом, ушла в подреакторное пространство.

И тогда Константин Павлович стал работать над своей теорией произошедшего. Он осмелился заявить, что в момент взрыва около 90% радиоактивного топлива – 200 тонн – ушло в атмосферу северного полушария Земли.

А это значит, что саркофаг над 4-м энергоблоком сооружали зря. Топливо моментально покинуло энергоблок.

Чечеров не стеснялся заявлять, что больше вреда планете, людям принесла не сама катастрофа, а то, как её ликвидировали.