Уже через месяц на реках центральной России откроется навигация. Чуть позже начнут ходить теплоходы и по сибирским рекам. Этим летом туроператоры ожидают повышенный спрос на речные круизы - это отдых повышенной комфортности, и на него многие попытаются заменить ныне недоступные заграничные курорты. На первый взгляд, круизов по рекам России предлагают сотни, как не запутаться в таком количестве вариантов? Мы опросили опытных туристов и собрали основные моменты, на которые надо обращать внимание.
У кого покупать круиз
Лучше всего - у оператора, который имеет собственный круизный флот. Таких компаний немного. Все они продают круизы как непосредственно на своих сайтах, так и через посредников. Покупка через посредника в целом надежна, если все идет по плану. Но в случае сбоев - например, переноса даты или отмены поездки - проще и спокойнее иметь дело с оператором. Крупнейшие круизные компании России:
Мостурфлот;
Водоходъ;
Инфофлот;
Гама;
Донинтурфлот;
Русич;
Ленатурфлот;
ВолгаWolga;
Volga Dream;
Волга Лайн.
Существуют поисковики по круизным турам, примерно как по отелям. Там можно найти круиз по своим запросам, а потом уже выяснить, кому принадлежит теплоход, и бронировать у оператора.
Выбираем каюту и палубу
Как правило, круизные теплоходы имеют четыре пассажирских палубы - нижнюю, главную, среднюю и шлюпочную. У каждой свои плюсы и минусы.
На нижней палубе обычно трех-четырехместные каюты, некоторые без удобств (удобства на этаже, то есть на палубе). В каютах не панорамные окна, а иллюминаторы. Такие каюты дешевле, но в кормовой части слышен шум двигателя.
Главная палуба
Это рабочая палуба, по ней нельзя гулять. Это плюс для тех, кто не любит, когда под окнами ходят. Как правило, эта палуба на уровне причала, при посадке и высадке не надо ходить по лестницам. Каюты здесь стандартные.
Средняя палуба
Самый удачный вариант для активных пассажиров. Есть выходы на прогулочную палубу, легко подняться наверх, обычно здесь же расположен главный ресторан. Из минусов - под окнами будут прогуливаться и сидеть другие пассажиры. Если это раздражает - каюту можно брать окнами на лестницу, ведущую на верхнюю палубу. Лестница частично закроет обзор, зато точно никто не сядет под вашим окном потрепаться.
Шлюпочная палуба
Там обычно более дорогие каюты класса люкс, иногда они с балконом. Стоит учесть, что именно на шлюпочной палубе проходят вечерние шоу и развлечения, и там может быть допоздна шумно.
Выбираем программу
Здесь ориентироваться надо только на свой вкус, но сначала понять, чего вы хотите от круиза. Если планируете использовать теплоход как плавучий отель, ночью плыть, а днем гулять, и вас интересует исключительно экскурсионная программа - смотрите, чтобы не было пункта "день на воде". В этот день высадка не предусмотрена. Как правило, день на воде есть в круизах отправлением из Москвы. Первая остановка обычно в Угличе, а до него от Москвы плыть сутки. Исключения - круизы с заходом в Дубну, до нее плыть около 12 часов и еще столько же до Углича.
Круизы из Санкт-Петербурга обычно предлагают больше времени на берегу и меньше на воде, чем при отправлении из Москвы. День на воде придется провести и при круизе по южной части Волге - из Самары, Саратова или Астрахани. Короткие и насыщенные круизы предлагают из Нижнего Новгорода.
Питание и экскурсии
Обычно то и другое включено в цену, но экскурсии могут быть и дополнительными платными. Это нужно узнать заранее, чтобы не было разочарований. Также заранее нужно выяснить, нет ли ограничений по числу участников экскурсии, чтобы не было неприятного сюрприза - отмены нужной вам поездки из-за того, что не набралась группа.
Стоимость речных круизов
Цена начинается от 5000 рублей за человека в сутки. Чем длиннее круиз, тем обычно дешевле круизный день, но есть исключения - эксклюзивные маршруты, например, по Ладожским шхерам.