Во время большой европейской религиозной Тридцатилетней войны во Франции Людовик XIV прибегнул в открытому насилию над протестантами, гугенотами. В ответ Великий курфюрст, своим эдиктом в 1684 году приглашает притесняемых верующих в свои владения. Так начинается история формирования в Кёнигсберге французской общины и улицы, вокруг которой сформировался небольшой квартал «бобоедов» (так французов называли кёнигсбергцы).
Великий курфюрст пообещал переселенцам и свою божественную обитель, которую возвели в 1690 году в конце Французской улицы, на возвышенности близ замка. Бургкирху (о ней можете прочесть в другой статье) заложил сын «великого» - Фридрих III, который спустя 5 дней после своей коронации в 1701 году, посетил её уже с именем Фридрих I.
Впрочем, прихожан – гугенотов становилось так много, что возникла потребность в новом храме. В 1733 году, на углу Кёнигштрассе (ныне – ул. Фрунзе) и Ландхофмейстерштрассе (ул. Сергея Тюленина) закладывается новый храм. Город предоставил землю напротив здания Академии искусств.
Кирху строили три года по проекту Иохима Людвига Шультхайс фон Уинфрида. Этот легендарный архитектор учился в Бранденбургском университете Франкфурта, затем стажировался во Франции и Италии, после чего (в 1702 году) стал королевским инженером и возглавил строительное управление Кёнигсберга. Уинфрид руководил преобразованием бокового крыла Королевского замка (которое потом назовут его именем), проектировал дворец-замок в Шлобиттене (Польша) для Александра Дона; лично руководил строительством множества жилых и муниципальных зданий в Восточной Пруссии (в Кёнигсберге, Тапиау, Гумбиннене, Даркемене, Шталлупонене, Ширвиндте). При короле Фридрихе Вильгельме I (с 1721 года и до своей смерти в 1753 году) Уинфрид занимал должность главного директора по строительству в королевстве Пруссия.
Построенный для французских прихожан новый храм освятили в 1756 году под именем Französisch-reformierte Kirche. Это было вытянутое оштукатуренное десятиугольное здание. Главный вход находился в северной части, он был обрамлён ионическими колоннами и треугольным фронтоном с большим полукруглым окном над ним. Башня в стиле рококо осталась незавершенной.
Центр внутреннего пространства был квадратной формы с крестовым сводом, от него отходили круглые и полукруглые залы с колоннами. Возле восточной стены располагалась кафедра с двойной лестницей – отличительная черта всех реформатских кирх Восточной Пруссии. Первый орган был установлен в 1739 году, заменён в 1932 году на работу фирмы Эмиля Хаммера.
Уникальность этого храма заключалась в том, что проповеди изначально велись исключительно на французском языке, только с 1817 года раз в месяц проходили службы на немецком языке. Но вот в 1831 году всё изменилось зеркально. За кирхой находилась территория старого французского кладбища.
В 1807 году проповедник Ла Канал и прихожанин, коммерческий советник Прин, добились существенного снижения военной контрибуции для Кёнигсберга. На личной аудиенции со своим же французом Наполеоном, они сократили цифру поборов с 20 до 12 млн. франков. По той договорённости разница должна была пойти на нужды французской общины Кёнигсберга.
Отдалённая от движения по Кёнигштрассе несколькими магазинами, озеленённое пространство у кирхи стало оазисом среди плотно застроенной улицы, ведущей к красивым Королевским воротам. Сюда любили захаживать не только французские прихожане, но и другие жители столицы Восточной Пруссии.
Здание Французской реформатской кирхи пострадало во время Второй мировой войны. Руины окончательно разобрали в 1967-1968 годах. На месте храма и кладбища в 1976 году было построено здание, известное калининградцам как «Дом быта» - на тот момент самое крупное в области предприятие бытового обслуживания, где располагались: мастерские по ремонту и пошиву одежды и обуви, химчистка, парикмахерские, мастера по ремонту часов, электробритв и фотоаппаратов, первый в нашем крае зал для показа новых моделей одежды. Всё логично: на смену государству, глубоко верующему, пришло советское атеистическое общество потребления.