Найти тему
ПОЗНАВАЯ ПРУССИЮ

«Дом быта» вместо храма для французских гугенотов. История французской реформатской кирхи Кёнигсберга.

Во время большой европейской религиозной Тридцатилетней войны во Франции Людовик XIV прибегнул в открытому насилию над протестантами, гугенотами. В ответ Великий курфюрст, своим эдиктом в 1684 году приглашает притесняемых верующих в свои владения. Так начинается история формирования в Кёнигсберге французской общины и улицы, вокруг которой сформировался небольшой квартал «бобоедов» (так французов называли кёнигсбергцы).

Кёнигсберг, Французская кирха.
Кёнигсберг, Французская кирха.

Великий курфюрст пообещал переселенцам и свою божественную обитель, которую возвели в 1690 году в конце Французской улицы, на возвышенности близ замка. Бургкирху (о ней можете прочесть в другой статье) заложил сын «великого» - Фридрих III, который спустя 5 дней после своей коронации в 1701 году, посетил её уже с именем Фридрих I.

Карта Калининграда и Кёнигсберга с местом расположения Французской кирхи.
Карта Калининграда и Кёнигсберга с местом расположения Французской кирхи.

Впрочем, прихожан – гугенотов становилось так много, что возникла потребность в новом храме. В 1733 году, на углу Кёнигштрассе (ныне – ул. Фрунзе) и Ландхофмейстерштрассе (ул. Сергея Тюленина) закладывается новый храм. Город предоставил землю напротив здания Академии искусств.

Кёнигсберг, Академия искусств.
Кёнигсберг, Академия искусств.

Кирху строили три года по проекту Иохима Людвига Шультхайс фон Уинфрида. Этот легендарный архитектор учился в Бранденбургском университете Франкфурта, затем стажировался во Франции и Италии, после чего (в 1702 году) стал королевским инженером и возглавил строительное управление Кёнигсберга. Уинфрид руководил преобразованием бокового крыла Королевского замка (которое потом назовут его именем), проектировал дворец-замок в Шлобиттене (Польша) для Александра Дона; лично руководил строительством множества жилых и муниципальных зданий в Восточной Пруссии (в Кёнигсберге, Тапиау, Гумбиннене, Даркемене, Шталлупонене, Ширвиндте). При короле Фридрихе Вильгельме I (с 1721 года и до своей смерти в 1753 году) Уинфрид занимал должность главного директора по строительству в королевстве Пруссия.

-4

Построенный для французских прихожан новый храм освятили в 1756 году под именем Französisch-reformierte Kirche. Это было вытянутое оштукатуренное десятиугольное здание. Главный вход находился в северной части, он был обрамлён ионическими колоннами и треугольным фронтоном с большим полукруглым окном над ним. Башня в стиле рококо осталась незавершенной.

-5

Центр внутреннего пространства был квадратной формы с крестовым сводом, от него отходили круглые и полукруглые залы с колоннами. Возле восточной стены располагалась кафедра с двойной лестницей – отличительная черта всех реформатских кирх Восточной Пруссии. Первый орган был установлен в 1739 году, заменён в 1932 году на работу фирмы Эмиля Хаммера.

-6

Уникальность этого храма заключалась в том, что проповеди изначально велись исключительно на французском языке, только с 1817 года раз в месяц проходили службы на немецком языке. Но вот в 1831 году всё изменилось зеркально. За кирхой находилась территория старого французского кладбища.

В 1807 году проповедник Ла Канал и прихожанин, коммерческий советник Прин, добились существенного снижения военной контрибуции для Кёнигсберга. На личной аудиенции со своим же французом Наполеоном, они сократили цифру поборов с 20 до 12 млн. франков. По той договорённости разница должна была пойти на нужды французской общины Кёнигсберга.

-7

Отдалённая от движения по Кёнигштрассе несколькими магазинами, озеленённое пространство у кирхи стало оазисом среди плотно застроенной улицы, ведущей к красивым Королевским воротам. Сюда любили захаживать не только французские прихожане, но и другие жители столицы Восточной Пруссии.

-8

Здание Французской реформатской кирхи пострадало во время Второй мировой войны. Руины окончательно разобрали в 1967-1968 годах. На месте храма и кладбища в 1976 году было построено здание, известное калининградцам как «Дом быта» - на тот момент самое крупное в области предприятие бытового обслуживания, где располагались: мастерские по ремонту и пошиву одежды и обуви, химчистка, парикмахерские, мастера по ремонту часов, электробритв и фотоаппаратов, первый в нашем крае зал для показа новых моделей одежды. Всё логично: на смену государству, глубоко верующему, пришло советское атеистическое общество потребления.

Друзья, нам важно знать, что материал вам нравится. Для этого подписывайтесь на наш канал и, пожалуйста, поставьте лайк.