Найти в Дзене
культшпаргалка

Последняя ремарка: что писали великие композиторы в нотах, заканчивая свой шедевр

Илья Ефимович Репин. Портрет М.И.Глинки. 1887 г.
Илья Ефимович Репин. Портрет М.И.Глинки. 1887 г.

Когда композитор ставит последнюю ноту в большом произведении, над которым он трудился недели, месяцы, а иногда и годы, ему, наверняка, хочется как-то запечатлеть значительность этого момента. Условно говоря, разбить бутылку шампанского о борт построенного корабля, который теперь отправляется в свободное, отдельное от автора, плавание. Или поставить на нём какой-нибудь финальный знак, что-то вроде личной печати.

Тут все поступают по-разному.

Чаще всего композитор просто ставит свой автограф и фиксирует для истории, где и когда было написано это сочинение.

-2

написал свои "Картинки с выставки" в едином порыве и был очень доволен тем, что получилось. Он переписал нотный текст начисто, в конце поставил свой парадный, с кудрявым росчерком, автограф и сделал такую приписку: "22 июня 1874 г. в Петрограде" (из соображений патриотизма он никогда не называл свой город по-немецки - Санкт-Петербург).

-3

Увы, публикации Мусоргский так и не дождался: никто, даже ближайшие друзья, не оценил при его жизни этот шедевр.

-4

в нотном тексте своего Трио для кларнета, альта и клавира (KV498) кроме подписи и даты счёл необходимым уточнить конкретные обстоятельства сочинения: "Написано во время игры в кегли".

Но были и другие способы отметить событие завершения композиторского труда, а именно, возблагодарить того, кто дал композитору силы и вдохновение для творчества.

-5

все свои церковные сочинения подписывал красиво выведенной аббревиатурой "S.D.G.", что означало латинское "Soli Deo Gloria" (Слава одному Богу). Свой композиторский долг он воспринимал как служение Господу и "хвалил Его на струнах и органе", следуя завету Давида-псалмотворца.

Между прочим, Бах был не просто глубоко верующим человеком, но и большим знатоком богословия. На книжных полках его квартиры в Лейпциге стояли восемьдесят томов (точнее, 81) богословской литературы, включая полное собрание сочинений Мартина Лютера (Бах был протестантом).

-6

использовал точно такую же аббревиатуру в качестве заключительного штриха в нотном тексте. Её можно увидеть, например, на последней странице самой знаменитой его оратории "Мессия"

Фото с https://imslp.org
Фото с https://imslp.org

Здесь стоит вспомнить один исторический анекдот о Бетховене (он выглядит вполне достоверно) .

Увидев в конце рукописи одного своего молодого коллеги подпись "Окончил с божьей помощью", Бетховен приписал ниже: " Смертный, надейся на самого себя!"

-8

закончив свой последний балет "Щелкунчик", сделал в конце такую приписку: "Конец и Богу Слава!"

Конечно, трудно предположить, что он решил восславить Господа балетом. Тут читается явное ликование от того, что закончен, наконец-то, этот тяжкий труд, который с самого начала сопровождался ужасным цейтнотом (на этот заказ наложилось путешествие в Америку по поводу открытия нового концертного зала) и переговорами с Мариинским театром о переносе сроков премьеры. А также, возможно, гордость по поводу хорошо сделанной работы.

-9

который был известным шутником и балагуром, за последней тактовой чертой своей "Маленькой торжественной мессы" (на самом деле очень большой) написал Господу Богу такое неформальное послание:

«Господи, вот и закончена эта бедная маленькая месса. Что же я только что написал - музыку священную или кощунственную? Ты ведь знаешь, что я был рожден для комической оперы! Немного мастерства, немного сердца - вот и всё. Так будь же благословен и даруй мне рай.

Дж. Россини. Пасси, 1863».

И действительно, даже в Kyrie eleison (Господи помилуй) - самом начале Мессы - он не удержался от того, чтобы включить в музыку фирменный - "россиниевский", запоминающийся с первого раза мотивчик.

-10

оказавшись в эмиграции, уверенно завоевал себе огромным трудом и талантом место первого пианиста мира. Но с композиторской музой отношения у него складывались довольно трудно. Только шесть сочинений написал Рахманинов за 25 лет жизни в Европе и США. Сложный гастрольный график, "воздух чужбины", а также постоянные сомнения в том, что творческий дар не покинул его окончательно, мешали ему писать так же много, как в России.

Но свою лебединую песню - "Симфонические танцы" - он создал легко, в едином порыве вдохновения. В них он сказал своё последнее слово о себе и мире. Поставив заключительную тактовую черту в партитуре, он написал:

«29 октября 1940. New York. Благодарю тебя, Господи!»

-11

ставил перед своей музыкой грандиозные задачи: он хотел, чтобы его музыкальные драмы изменили сознание человечества, объяснили ему, что мир, основанный на жажде власти и денег приведёт к его неминуемой гибели.

Для этого он задумал беспрецедентный оперный проект - тетралогию, то есть оперный цикл, состоящий из четырёх произведений под общим названием "Кольцо нибелунга". Этот проект он считал делом всей свой жизни и даже построил специально для постановки "Кольца" свой собственный театр.

Около двадцати лет своей жизни отдал Вагнер, чтобы осуществить этот замысел. В самом конце партитуры последней оперы тетралогии "Гибель богов" он написал:

«Завершено в Ванфриде. Больше ничего не скажу!! R.W.»

Правда, тут он ошибся. После "Кольца нибелунга" он написал ещё одну, последнюю музыкальную драму - "Парсифаль".

______________________________________________________________

О шедеврах музыкальной классики в моей книге с QR-кодами: 👉50 музыкальных шедевров. Популярная история музыки. Издательство АСТ.

-12

Спасибо за лайки и комментарии! 🌸