В предыдущих частях статьи мы коротко коснулись предпосылок и целей разработки техники перемещений, предоставляющей бойцу большие возможности, чем техники, построенные на классических принципах. Также рассмотрели примеры наглядной реализации данной техники.
Но надо понимать, что тема эта достаточно объёмная и явно не формата журнальной статьи. Вполне вероятно, что у тех, кто интересуется данной темой всерьёз, будет много вопросов или аргументов против идей, высказанных автором. Это вполне естественно, ведь в любой области попытки поставить какие-либо важные положения с ног на голову всегда воспринимались скептически. А перемещения — это как раз тот базис, на котором держится техника подавляющего большинства боевых единоборств.
Поэтому в заключительной части всё же имеет смысл пояснить, с чего всё началось, откуда взялась тема перемещений. А также представить некоторые результаты проделанной работы. Поскольку многое из нижеследующего касается автора самым непосредственным образом, в дальнейшем речь будет идти от первого лица.
------------------
Так каковы же были причины заняться вопросом перемещений? На самом деле, изначально этот вопрос так не ставился. В конце 70-х, после пары лет занятий карате, стали возникать другие вопросы. Например, что делать, если здоровенный партнёр пробивает йоко гэри по корпусу, а ты не можешь не то, чтобы увернуться — не хватает сил хоть как-то заблокировать удар. Конечно, если успеешь, можно отскочить назад. Но это как-то не технично.
Или другой вопрос: а если по голове летит удар куском арматуры? Поставить блок предплечьем? Так если чуть ошибёшься — от лучевой кости ничего не останется, проверяли на прочных гимнастических палках.
Были и другие подобные вопросы, в основном связанные с тем, что не хватало понимания, как именно решать задачи прикладного рукопашного боя. Так сейчас стало принято называть данную тему.
Начались поиски и практические пробы в зале. Но после того, как металлической лыжной палкой перебили мизинец на правой руке, ввиду безуспешности попыток эксперименты по поиску реально работающей техники защиты от холодного оружия пришлось отложить на неопределённый срок.
Зато в 1983 году встретился с В.В. Мартыновым, который преподавал Вин Чун во вьетнамской версии. Тогда эта техника произвела очень сильное впечатление. Во-первых, от многих ударов она позволяла довольно легко уворачиваться. Во-вторых, предполагала одновременную работу тремя конечностями.
Но главное, это конечно же техника «прилипающих рук», и в какой-то степени даже ног. Следуя ей, собственные защитные действия можно было легко перевести в атакующие, и наоборот. Движения при этом не отрывистые, а плавно перетекают одно из другого, и всё это на большой скорости. Хороший боец как бур «ввинчивается» в защиту противника, практически не оказывая при этом какого-либо силового воздействия на него. И если не понимать, как это работает, то и не поймёшь, откуда летят удары. Кстати, позднее я убедился, что вьетнамская версия липких рук является гораздо более тонкой и сложной, чем в разрекламированном китайском Вин Чун от Ип Мана. При этом (хотя на мой взгляд последний вариант сильно упрощён) он оказался куда более массовым.
Шли годы, и по мере освоения Вин Чун восторги стали проходить. Дело в том, что при всех достоинствах в своём каноническом варианте техника Вин Чун всё же имеет ряд весьма существенных ограничений. Сложно работать, если противнику удаётся держать тебя на дистанции. Сложно защищаться от амплитудных ударов, направленных по круговым траекториям, типа боксёрских.
Поэтому в голове оставалась мысль: должно же быть что-то другое, что позволило бы двигаться более свободно, легче отводить тело с траектории ударов.
И вот в конце 80-х годов как-то интуитивно стали нащупываться движения, позволяющие чувствовать себя более раскованно и в то же время обеспечивающие большую маневренность. Значительно позднее пришло понимание того, что в основе их лежат принципы обычной ходьбы. Но ходьбы в более развёрнутом варианте.
Так появилась тема техники перемещений. Сразу же отмечу, что при этом от липких рук даже мысли не было отказываться — настолько это умная штука. Но данная техника тоже подверглась вынужденным изменениям. Движения рук стали более округлыми, а амплитуда их при необходимости изменялась. Это позволило вписываться в размашистые удары.
В конечном счёте, от классического Вин Чун мало что осталось, только сама идея липких рук и принцип одновременной работы конечностей.
В 1993 году телевизионщики из редакции спортивных программ 1-го канала предложили снять сюжет о работе нашего спортивного клуба, замечу — бесплатно. Да, да, бесплатно, тогда такое было возможно. Да ещё и работали с нами порядка двух недель, подошли к процессу съёмок не только творчески, но и старались лучше разобраться в сути дела.
Вот тут-то неожиданно возник вопрос: а как называется единоборство, которым мы занимаемся? Дело в том, что мы сами про название не думали — просто занимались, и всё. Но в тот момент долго думать времени уже не было и решили — пусть пока называется «Система Эффективного Боя» (СЭБ), а дальше посмотрим. Но название таким и осталось. Если считать от даты выхода передачи в эфир, то в мае этого года ему «стукнет» тридцать лет.
Затем состоялось знакомство с В.И. Пановым, который работал тогда заместителем директора Научно-исследовательского института общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР, и при этом серьёзно интересовался восточными боевыми искусствами. Посмотрев в зале на то, что мы делаем, он настоятельно посоветовал начать работу над диссертацией, связанной с перемещениями в боевых единоборствах, и даже любезно предложил свою помощь в качестве научного руководителя.
В середине девяностых годов состоялось знакомство с доцентом кафедры гимнастики МГАФК Н.Д. Епишиным, а затем и с заведующим кафедрой гимнастики РГУФК профессором Н.Г. Сучилиным. Это открыло серьёзнейший пласт знаний об управлении движениями человеческого тела, накопленный в ходе развития спортивной гимнастики.
Таким образом, потребовалось порядка пятнадцати лет долгих поисков способов защиты, адекватных интересующим задачам, пока не пришло понимание того, что анализировать технику боевых единоборств необходимо с позиций биомеханики.
В итоге это привело к выводу, что причина ограниченных возможностей защиты известных техник боевых единоборств определяется ограничениями используемой в них техники перемещений. А эти ограничения заложены в самом базовом принципе их построения, изначально не позволяющем полностью реализовать двигательные возможности человека.
Окончание следует...
Александр Половинкин
Москва, Россия