Итак, начнем с общего места: по бэку, неоднократно подчеркнутому в художке Black Library, мужчины и женщины в Империуме Человечества имеют абсолютно одинаковый объем прав и свобод. Правда, он стремится к нулю: фактически и мужчины, и женщины имеют только право умереть за Императора. Зато Он не предоставляет в этом никаких привилегий.
Больше всего книг и рулбуков посвящено Космодесанту. Стоит упомянуть, что в разработке примархов активно участвовала Вечная Эрда, а в разработке Астартес принимали участие генетик Амар Астарте и генокульты Селенар, сплошь женщины. Однако у нас есть и книги, где главный персонаж — женский. Первым делом следует назвать среди них нашумевшие «Парию» и «Покаянницу/Кающуюся» Дэна нашего Абнетта. Они даже написаны от первого лица, главная героиня — пария, клон Елизаветы Биквин, известной нам по трилогии Эйзенхорна, которая активно ведет собственные проекты. Здесь же мы встретим Пэйшенс Кыс, работавшую и с Эйзенхорном, и с Рейвенором, и бывшую акробатку Кару Свол, и летчицу Медею Бетанкор, и множество менее значимых, но очень выразительных теток.
Следующая рекомендация — трилогия «Арбитр» Мэтью Фаррера. В этой трилогии нам дадут возможность окунуться в обыденную жизнь граждан Империума, а также в преступления, которые они совершают — или против них совершают другие граждане, и расследует их представитель Адептус Арбитрес по имени Шира Кальпурния, молодая и способная женщина.
Джеймс Сваллоу известен в первую очередь книгами о Кровавых Ангелах (спорного качества и в еще более сомнительном переводе на русский, к сожалению), однако в его библиографии имеется дилогия «Вера и пламя» и «Молот и Наковальня» о подвигах Сестер Битвы. Есть еще и третья книга, у нас она не издавалась отдельно — «Сердце и Душа», ККФ включила ее в омнибус. О Сестрах Битвы историй несколько больше, чем об арбитрах — есть еще, например, культовый «Инфернальный Реквием» Петера Фехервари, написанный скорее в стиле Лавкрафта и в жанре готического романа, и «Культ Фортификатора» К.Л. Вернера, повествующий о противостоянии Сестер Битвы и генокрадов. Огромное место Сестры занимают в романе Э. Кларка «Врата Костей», сейчас переводится.
Живая Святая Селестина получила фигурку и сольник авторства Э. Кларка, а святая грешница Эфраэль Штерн — комикс и сольник от Д. Аннандейла.
В Имперской Гвардии тоже служат дамы. Нельзя не вспомнить верную делу Императора комиссара Северину Рейн из книги «Оковы чести» Рейчел Харрисон, изданной с посвящением «папе и маме за всех пластмассовых динозавриков».
Немало книг с главным героем-женщиной в серии «Вархаммер Хоррор». Особенно рекомендую «Монография полковника» Г. Макнилла и «Сепультурум» Ника Кайма.
В книге «Обряды перехода» М. Брукса главная героиня — навигатор Четтамэнди Вула Бробантис.
Но гораздо больше среди книг по Вархе толстых романов, где главных персонажей — больше одного. И среди них достаточно ярких женщин. Итак…
Гаунтиана — самые яркие, пожалуй, Тона Крийд и доктор Ана Керт.
Каиниана — инквизитор Эмберли Вейл, полковник Регина Кастин, а также второстепенные капрал Маго и сержант Гриффейн, две неразлучные подруги.
«Двуглавый орел» Д. Абнетта — блестящая летчица Джагди с мира Фантин и ее амбициозная подчиненная Лэрис Асче.
«Дар Императора» АДБ — инквизитор Арника Ярлсдоттир.
«Хелсрич» АДБ — принцепс Зарха.
«Копья Императора» АДБ — Анурадха; книга написана от ее лица.
«Зверская хитрость», М. Брукс — Механикус Заэфа.
Трилогия «Крипты Терры» К. Райта — инквизитор Лус Спиноза.
Трилогия об Алейе и Валериане К. Райта — Сестра Тишины Алейя, а в «Тени Регента» также и канцлер Империума Анна Жек.
Дилогия «Око Медузы» и «Голос Марса» Д. Гаймера — Механикус Мелитан Йоланис.
«Кадия стоит» Дж. Хилла — белощитница Арминка Лекс.
«Неравный бой» Д. Флауэрса — полковник Люсиль фон Шард с очень спорными методами, но блестящими результатами.
Ересь Хоруса:
«Возвышение Хоруса» Д. Абнетт — много персонажей-летописцев, впоследствии фигурирующих и в других книгах, в том числе Эуфратия Киилер, основательница культа Императора, Мерсади Олитон, астропат Инг Мае Синг.
«Не ведая страха» Д. Абнетт — магос Таурен, практически спасшая Калт вместе с Ремом Вентаном и прочими доблестными Ультрамаринами.
«Забытая империя» Д. Абнетт — Тараша Ойтен, мама Жиллимана.
«Механикум» Г. Макнилл — Кориэль Зета, правительница Магмагорода.
«Лживые боги» Г. Макнилл — честолюбивая летописец Петронелла Вивар.
«Фулгрим» Г. Макнилл — опять-таки летописцы: художница Серена дАнжелос, композитор Беква Кински.
«Мстительный дух» Г. Макнилл — Вечная Аливия Сурека, бравая летчица Бану Рассуа и резко отрицательные персонажи Сибилла и Лекс Девайн.
«Тысяча Сынов» Г. Макнилл — летописцам Каллисте и Камилле уделено не очень много времени, зато у Камиллы будет любовная линия с женщиной по имени Чара.
«Шрамы», К. Райт — прекрасная Илья Раваллион, генерал, взявший на себя логистику легиона Белых Шрамов; астартес дали ей прозвище «Сы» — Мудрая.
«Предатель» А. Дембски-Боуден — великолепная флаг-капитан Лотара Саррин, там же обретается и астропат Лералла.
«Первый еретик» А. Дембски-Боуден — Благословенная Леди Кирена Валантион.
«Гибель Титанов» Г. Хейли — целый Легио Солярис с женщинами-принцепсами.
Нельзя забыть юную подругу Севатара, астропатку с флагмана Темных Ангелов по имени Альтани, и его же племянницу летчицу Тайе Каренну.
Надеюсь, достаточно? И ведь это далеко не все интересные женские персонажи, а лишь малая их часть.
А в Осаде еще и адмирал Су-Кассен появляется…
Особенность всех женских персонажей — они не вводятся ради любовной линии. Они не вводятся как «герой в холодильнике» (мертвый или в воспоминаниях, чтобы обосновать поступки главных героев). Они не вводятся как персонажи, отличные от мужских. Нет, они действуют так же, как и мужские, ничем от них не отличаясь. Впрочем, одно отличие есть: из девочек нельзя сделать Астартес. Единственный раз нам расскажут, что «женщинадолжна» и «женщинанеможет», во втором томе «Караула Смерти» Паркера, и у меня создалось впечатление, что планету, захваченную тау, потому и не освобождают, что человеческое население (списанное с бедуинов) там слишком отсталое…
По правде, после более старых книг, в которых женщины то готовят, то красивые, то принцессы в беде, Вархаммер — настоящий глоток свежего воздуха. Когда-то братья Стругацкие признавались, что не знали, как писать женщин будущего. Авторы БЛ нашли ответ на этот вопрос.