Найти тему

Второй вариант замечательной картины Павла Федотова «Сватовство майора» и трагическая судьба художника. Часть 6 (заключительная)

Фото автора
Фото автора

В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом. Этот вариант-повторение, оконченный в 1852 году, ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 × 76 см).

Сюжет и расположение персонажей в целом сохранены — как и в первой версии, во втором варианте присутствуют те же восемь действующих лиц и кошка. Тем не менее, вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи — в новой версии Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника.

Так что это вовсе не авторская копия предыдущей картины, а развитие сюжета. И эти изменения затрагивают и композицию картины, и изображённых на ней персонажей, и детали обстановки.

На изображении дальше:

вверху - первый вариант картины из Третьяковской галереи, ниже - второй вариант картины из Русского музея

Фотографии автора канала
Фотографии автора канала

По сравнению с первой версией картины, в варианте-повторении Федотов более строг в отборе деталей. В частности, во втором варианте отсутствует люстра, которая играла существенную роль в композиции. По-видимому, художник посчитал, что она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены. Кроме этого, во второй версии убраны фигурные кронштейны в месте соединения стены комнаты с потолком, а также затейливые росписи на потолке с изображением цветов. Отсутствуют и другие делали: исчез замысловатый узор на скатерти, менее подробно выписаны висящие на стене картины, и т. д. Федотов пытается снять перегружающие рассказ второстепенные подробности, чтобы сосредоточить внимание зрителей на главном и придать бо́льшую остроту представленной на картине ситуации.

Главное отличие второго варианта от первого - сильно изменился внешний образ майора: по сравнению с первым вариантом, где он выглядел относительно подтянутым, бравым и не лишённым некоторой привлекательности, во второй версии его поза переходит в претенциозную, фигура становится смешной — с брюшком и на тонких ногах, изменилось и его лицо — лоб стал более узким, появились мешки под глазами.

Деталь картины из Русского музея. Фото автора
Деталь картины из Русского музея. Фото автора

Благодаря изменённым акцентам меняется и восприятие изображённой художником ситуации. В первом варианте картины оба персонажа — и майор, и невеста — вызывали у зрителя ироническое отношение, а во второй версии, где майор выглядит более отрицательным персонажем, появляется сочувствие к купеческой дочери, беспокойство за её судьбу. В результате сцена из чисто карикатурной превратилась в исполненную драматического сарказма.

Кстати, Павла Федотова настолько занимала судьба майора, что он, сидя как-то у знакомых, набросал продолжение картины — визит новобрачных к старикам-родителям, заключающим в свои объятия зятя-майора и его жену.

После выставки 1849 году Федотов проснулся знаменитым. Его сатиру сравнивали с гоголевской и островской. Сам же художник был рад, что его детище нашло положительный отклик среди многочисленных зрителей.

На какое-то время Федотов забыл о денежных трудностях. Но ненадолго. Художник оказался одним из ста двадцати трех человек, имевших отношение к делу петрашевцев: он переписывался со многими из их окружения. Когда в 1849 году начались аресты, художник всю переписку сжег, так что прямых улик против него не обнаружили. Он не стоял, как Михаил Петрашевский, под дулами солдатских ружей и не был приговорен к ссылке, его даже не вызывали на допросы, но на заметку как неблагонадежного взяли — цензура запретила делать с картин Федотова литографии. Спрос на его работы резко упал, продавал он их редко и за бесценок.

Напряженная нервная жизнь и несчастная влюбленность, заботы, неудачи, сильные головные боли привели к тому, что Фежотов все чаще впадал в мрачную меланхолию.

Художник так и не женился, хотя "женил" своих персонажей не раз, и очень горько переживал свое одиночество... Спасти семью от разорения не удалось: отчий дом был продан за долги. Семья впала в нищету, будущее пугало художника, настоящее тяготило. Он заболел.

Однажды ночью живописца задержала дозорная команда в Царском Селе. Когда наутро друзья и верный денщик Коршунов прибыли в околоток, им сразу стало ясно, что разум художника помрачен. Безумца отвезли в частную лечебницу на Песках. Осенью знакомые выхлопотали перевод Павла Андреевича в больницу Всех скорбящих на Петергофском шоссе.

Иногда больной впадал в полное безумие, иногда воображал себя богачом, пел романс про голубой шарф, называл имена своих призрачных дам.

Рассудок его прояснился лишь перед самой смертью. Незадолго до кончины, желая попрощаться с друзьями, послал с запиской к ним сторожа лечебницы, но тот по дороге напился и весточку не донес. Приятели прибыли, когда тридцатисемилетний отставной капитан Финляндского полка Павел Федотов уже оставил этот свет…

К счастью остались его картины, небольшие по размерам, но очень интересные. Недаром у них до сих пор толпятся зрители. И это ли не знак того, что Павел Федотов – талантливейший художник, чьи работы не только пережили своего создателя, но переживут и многие поколения благодарных зрителей.

А вот какие еще картины написал Павел Федотов и какие интересные детали в них он поместил, я расскажу в следующих публикациях о замечательном русском художнике Павле Андреевиче Федотове и его незабываемом творчестве.

На сегодня пока всё.

Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.

Приглашаю вас на свой канал, где уже есть и еще будет много всего полезного для души, сердца и ума. Уверен – здесь вы обязательно найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.

На этом смею закончить и откланяться.

А если кто-то еще не подписался на мой канал - есть такая возможность. Так что подписывайтесь, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте на огонек. А я постараюсь сделать всё возможное, чтобы вы получили от моих публикаций максимальную пользу и удовольствие.

Ссылки на предыдущие публикации о картине «Сватовство майора» П. Федотова:

ССЫЛКА 1

ССЫЛКА 2

ССЫЛКА 3