Найти тему

Истребитель под номером 100

Сегодня, в день рождения Александра Ивановича Покрышкина хочу рассказать о нем со слов человека, который знал его лично. А так же о традиции, связанной с ним, которой обзавелся 689-й истребительный авиационный полк имени А. И. Покрышкина, который базируется в нашей Калининградской области.

Довелось мне в 2015-м году познакомиться с Василием Василевичем, фамилию к сожалению я не знаю. Он лично был знаком с Покрышкиным. Мы с ним много общались. Он говорил, что Покрышкин был строгим, сдержанным и требовательным. Учения под его руководством проходили по самым разнообразным сценариям. Никогда нельзя было предугадать, что придумает Александр Иванович. Было время, когда истребители базировались на Берлинке (трасса в сторону Мамоново). Тогда летали на МиГ-27. Так вот подвесят боевые ракеты, поднимут по тревоге. Тут главное как можно быстрее запуститься и подняться в воздух. Задачу ставят прямо в воздухе и дают целеуказания. Есть засечка цели на радаре по указанному с КП направлению или по тепловому отпечатку. Пускаешь ракету и понятия не имеешь в кого стреляешь. Главное выполнить задачу. А потом после возвращения всю ночь могли разбирать вылет. Причем успешное поражение цели никак не освобождало от разбора ошибок. Скорее наоборот, чтобы не расслаблялись.

Говоря о годах войны мне было интересно как Покрышкин мог один вести бой с семью самолетами и при этом кого-то сбивать и еще уйти живым. Мы разбирали полет моделируя его ладонями и Василий Васильевич пытался мне объяснить маневры. Он был младшим в семье. Седьмым вроде ребенком. Старшие братья принимали участие непосредственно. На войне было много случаев, когда двое гонятся за одним и когда один из преследователей дает залп, другой подставляется прямо под него. Этого опасались, поэтому большой группой старались не гоняться, часть могла ждать в стороне наблюдая за боем. А другая заходила на атаку встречным курсом, где и появлялся маленький шанс срезать противника, чем Покрышкин умело и пользовался.

Займи 2 самолета, мне до героя не хватает, а я потом отдам.

После боевого вылета каждый летчик нес пленку с фото-кино пулемета и потом материал отсматривался. Это необходимо было в том числе, чтобы подтвердить победу. Кроме этого необходимо было указать на карте где упал самолет и свидетельства очевидцев. Так вот после вылета Покрышкин мог отдать свою пленку со сбитыми и далеко не всегда ему эти «занятые» самолеты возвращали.

689-й гвардейский истребительный Сандомирский ордена Александра Невского авиационный полк имени маршала авиации А.И. Покрышкина.

Это учебно-боевой истребитель (спарка) Су-27.
Это учебно-боевой истребитель (спарка) Су-27.

23-го февраля этого года довелось мне побывать на экскурсии вместе с детьми в расположение нашего 689-го полка. И знаете, что меня удивило? Каждый истребитель именной в честь 24-х героев. Обычно имена присваивают большим самолетам по типу Ту-160. Истребители именные тоже были, но это когда допустим он был построен на собранные народные средства и подарен асу во время ВОВ. Эта же Традиция пошла именно в 689-м с истребителя под номером сто. В годы войны «Сотка» был позывной Покрышкина. Номер истребителя Су-27 нашего 689-го «100 красный». Номера по своему хотению никто не меняет, они остаются с самолетом навсегда. Факт наличия истребителя 100 именно в этом полку - скажем так случайность. Так вот этот истребитель носит имя прославленного аса. И если однажды в небе Вам по какой-то причине удастся рассмотреть номер 100 на одном из наших Су-27, то знайте, что это самый крутой самолет нашего 689-го.

Знаменитая P-39N - "Сотка" Александра Покрышкина, весна 1944 года.
Знаменитая P-39N - "Сотка" Александра Покрышкина, весна 1944 года.