Найти тему
Mishootka Gamer

Фан или баланс: нужны ли моды в играх

В каких ситуациях они уместны, а когда некстати «ломают» замысел разработчиков

Веселье веселью - рознь. Посмеяться над нелепым видом "модифицированных" персонажей это, конечно, хорошо. Но надолго ли этого хватит?
Веселье веселью - рознь. Посмеяться над нелепым видом "модифицированных" персонажей это, конечно, хорошо. Но надолго ли этого хватит?

Я принадлежу к тому поколению геймеров, у которого игры запускались только с дисков, а стабильного интернета еще не было. И, может поэтому, я никогда сильно не любил какие-либо модификации к играм. В моем детстве возможность качать эти самые моды зачастую отсутствовала.

Тем не менее, нельзя отрицать, что влияние моддинга на игровую индустрию – огромно. Настолько что моды зачастую затмевают собой саму игру, и вместо того, чтобы бегать по миру, мы только и делаем, что устанавливаем разные «обвесы», и смотрим, как они выглядят в игре.

С другой стороны – очевидно, что не все созданные энтузиастами модификации одинаково полезны. Причем, если с какими-то багами и периодическими вылетами еще можно смириться, то вот сломанный игровой баланс – это уже серьезно.

Так давайте порассуждаем – в каких случаях моды допустимы и даже необходимы, а когда – это верный способ испортить себе впечатления от игры?

Во-первых – это красиво

Наверное, основная категория модов – графические. И тут все понятно: если игра устарела визуально, но не геймплейно, то фанатам, естественно, захочется ее освежить. За примерами далеко ходить не надо – наверное, фанатские графические моды есть у любой более-менее популярной игры. Даже для «Ведьмака 3» их выпустили, хотя игра вышла в 2015 году, и выглядела и так достаточно прилично.

Кстати, всегда большой вопрос, что лучше. Многочисленные фанатские моды, которые можно выбрать и установить самому, по выбору. Или так называемые ремастер-версии от издателей, которые зачастую за основу берут те же фан-моды, но официально «зашивают» их в переиздание игры.

Всегда стоит помнить, что при любой переделке игры есть риск ее сломать. И на эти "грабли" регулярно наступают сами разработчики - например, при создании ремастеров
Всегда стоит помнить, что при любой переделке игры есть риск ее сломать. И на эти "грабли" регулярно наступают сами разработчики - например, при создании ремастеров

К примеру, Skyrim: Anniversary Edition работает, вероятно, более стабильно, чем «кустарные» графические моды аналогичного назначения – хотя, по сути, является просто их компиляцией под контролем разработчика. Вот только модами визуальную часть «Скайрима» все равно можно «разогнать» намного лучше, чем это было сделано в Anniversary. А "стабильность" сборки Anniversary тоже относительна - баги там также имеются. К примеру, местами просто исчезают тексты записок и т.д.

В некстген-версии «Ведьмака 3» официальный визуальный апдейт от разработчиков и вовсе оказался хуже фанатских модов – хотя бы в плане производительности. Да, дело было в основном в ретрейсинге, но, если для того, чтобы нормально поиграть тебе приходится этот ретрейсинг отключать – то в чем тогда вообще разница между «официальным ремастером» и улучшениями энтузиастов? Не очень понятно.

ТОП-10 игр по числу модов на Nexus Mods

1. Skyrim – 69,5К

2. Fallout 4 – 48,1К

3. Oblivion – 30,9К

4. Fallout New Vegas -28,8К

5. Fallout 3 – 16К

6. Stardew Valley – 11,1К

7. The Witcher 3 – 5,9К

8. Cyberpunk 2077 – 5,6К

9. Mount & Blade II: Bannerlord – 3,8К

10. Dragon Age: Origins – 3,4К

Отчетливо видно, что лучше всего моды ложатся на большие ролевые «песочницы» в открытом мире. Хотя, если вы просто загуглите слово моды, то вам неизбежно вывалят тонну контента по Minecraft. Просто смиритесь с этим.

Не в ущерб геймплею

Еще есть категория модов «улучшающих» игру. Причины для этого могут быть разными. Разработчик мог банально что-то не продумать. К примеру, очень часто приходится видеть модификации, улучшающие ИИ. Искусственный интеллект NPC или противников – это вообще больное место геймдева, и какого-то большого качественного скачка в этой области за последние лет 10 в общем-то не произошло. Поэтому и с тем, что из себя представляет фанатское «улучшение ИИ» - тоже нужно разбираться в каждом конкретном случае. Потому что есть вероятность того, что врагов так улучшили, что они начали баговаться в игровых локациях.

Если какие-то неудобства в управлении или интерфейсе не замечает сам разработчик, их обязательно заметят игроки - и тут же исправят недочет посредством модификаций
Если какие-то неудобства в управлении или интерфейсе не замечает сам разработчик, их обязательно заметят игроки - и тут же исправят недочет посредством модификаций

Самые безобидные моды – это, наверное, различные улучшения интерфейса. Фичи для удобства игры, которые никак не влияют на сам игровой процесс, и, соответственно – на баланс. Все, к примеру, знают про недопустимо маленький размер рюкзака в Diablo II. И одна из первых вещей, которая появилась в фанатских «пересборках» этой игры – это именно увеличение количества слотов в этом рюкзаке. Да, теперь игроку реже приходится чистить сумку, и в этом смысле баланс игры все же претерпел некоторые изменения. Но кому от этого плохо?

Также очень часто можно встретить моды на улучшение UI (User Interface) - они есть практически у любой игры. А уж во всяких ММО, где от этих модов может зависеть твоя результативность в игре, они становятся практически обязательными.

Неправильно вы игры делаете!

Но есть и еще одна категория модов – тех, которые пытаются как-либо существенно изменить игру. Внедрить в нее новую механику, снять лимиты на расходные материалы и многое-многое другое. Я, к примеру, люблю игру Sekiro: Shadows Die Twice, и для нее на Nexus Mods существует более тысячи модификаций. И, казалось бы – ну что плохого может быть в том, что снять лимиты на использование эмблем духа? Или просто сделать игру легкой?

Безусловно, моды для того и существуют, чтобы каждый развлекался, как его душе угодно. Но я, если честно, не очень понимаю подобных вещей в сюжетных играх. Для меня они ломают атмосферу и геймплей – это уже как будто совсем другая игра. В конце концов, разработчик работал над тем, чтобы создать нужный баланс сложности, нужные лимиты расходных материалов, чтобы у тебя был стимул их собирать и т.д.

Я, к примеру, не понимаю, зачем Hogwarts Legacy нужен мод, превращающий ее в Dark Souls - то есть резко повышающий сложность. Боевая система "Хогвартс. Наследие" явно не рассчитана на какой-либо хардкор, он там просто не нужен.

Иначе говоря, если игра хорошая и сбалансированная – я и так буду в нее периодически возвращаться. Как раз из-за того, что она хорошо сделана. А играть во что-то «сломанное», пусть оно сделано и в благих целях – не очень хочется. Хотя это правило работает только в случаях, когда этот самый баланс в игре изначально есть.

И вполне понятно, почему безоговорочными лидерами по числу модификаций являются игры Bethesda – это те самые «песочницы», в которых людям просто нравится проводить время. А, чтобы это в сотый раз было не скучно, есть смысл поставить пару-тройку (десятков?) модов, которые внесут новые механики и следовательно – разнообразие.

Моды - это когда тебя уже "тошнит" от рутины в любимой игре, но ты все еще не готов ее бросить
Моды - это когда тебя уже "тошнит" от рутины в любимой игре, но ты все еще не готов ее бросить

Но я, когда снова запускал тот же Skyrim, регулярно ловил себя на мысли, что играю-то я все равно ради этого мира, персонажей, забавных ситуаций. И с этой точки зрения любые существующие моды – это в лучшем случае просто приятное дополнение, и не более. А в худшем – паровозики вместо драконов, единороги, всякие откровенного вида анимэ-эльфийки и т.д.

Впрочем, и фантазию моддеров не стоит списывать со счетов – ведь иногда на базе одной игры они способны сделать уже совсем другую, которая также придется по душе игрокам (как было с Enderal). Но все-таки это уже совсем другая история.

И, естественно, у каждого свое отношение к модам. Поэтому интересно узнать ваше – котируете ли вы их в играх вообще, и, если да – то какие? Пишите в комментариях! И, если понравился материал – подписывайтесь на канал!