В преддверии женского праздника вспоминаются песни и стихи, посвященные представительницам прекрасного пола. Логично, что посвящения женщинам, романсы, баллады, серенады чаще звучит от лица мужчин и сочиняются мужчинами. Но есть в нашей песенной культуре «Посвящение женщине», за которым стоят две выдающие, известные женщины из разных исторических эпох. О нём я и хочу сегодня поговорить.
Ах, далеко до неба!
Губы — близки во мгле…
— Бог, не суди! — Ты не был
Женщиной на земле!
- строки, вышедшие из-под пера Марины Ивановны Цветаевой, проникновенно исполняет российская и грузинская певица, народная артистка двух стран Тамара Гвердцители.
Обладательница красивого тембра с узнаваемым вибрато проявила себя не только как исполнительница песен, но и как композитор. В её двуязычном репертуаре немало авторских песен. Музыку к «Посвящению женщине» на стихи Цветаевой Гвердцители написала сама.
Поэзия серебряного века - неиссякаемый источник вдохновения и поэтических текстов для музыкантов разных жанров и возрастов. Марина Цветаева, пожалуй, входит в число самых «поющихся» поэтов той эпохи, её наследие обширно представлено в нашей песенной культуре. К творчеству поэтессы обращались и эстрадные композиторы, и рокеры, и барды. Сходу вспоминаются песни «Мне нравится» из фильма «Ирония судьбы» с музыкой Микаэла Таривердиева и «Реквием» Марка Минкова, которые исполнила Алла Пугачева. Песни на стихи Цветаевой есть в репертуаре Светланы Сургановой и многих других музыкантов.
Отношение к творчеству и личности Марины Ивановны противоречивое, она относится к тем авторам, которых одни обожают, а другие, наоборот, не любят.
Творческому миру Тамары Гвердцители, певицы утонченного, интеллигентного облика, заслужившей негласный статус «царицы» нашей эстрады, Цветаева оказалось близка. «Посвящение женщине» - не единственный пример обращения композитора Гвердцители к её творчеству. На стихи Цветаевой Тамара Михайловна написала целый ряд песен, которые были выпущены отдельным сольным альбомом в 2001 году, композиция «Посвящение женщине» вошла туда на правах заглавной, дав название пластинке.
Альбом «Посвящение женщине» стал седьмым в дискографии певицы, СМИ обозначает его как первый полностью русскоязычный. На предыдущих пластинках издавались композиции, как на русском, так и на родном для певицы грузинском языке.
Всего альбом включает 10 песен, написанных в стилистике романса, пластинка получилась одновременно и сентиментальной, и романтичной, и драматичной. Гвердцители оригинально преподнесла цветаевские строки, сочетая разные оттенки музыкального оформления. Заглавная композиция закрывает альбом. К моменту выхода пластинки песня уже была известна, исполнялась и издавалась.
Композиции на стихи Цветаевой, составившие альбом, Гвердцители сочинила в разные годы. В рецензии Натальи Светлаковой на портале Intermedia, указывается три даты – 1993, 1996 и 2000. Появление песни «Посвящение женщине» логично сопоставить с 1993-1994 годами.
Она фигурирует на альбомах Гвердцители «Виват, король» 1994 года, под названием «Женщине», и «Спасибо, музыка тебе», который датируется 1996-м. Указаний на конкретное время создания песни мне найти не удалось.
А вот дату написания стихов, которым вдохновилась Гвердцители, источники сохранили – 29 сентября 1915 года, то есть Марина Ивановна сочинила их, будучи совсем молодой девушкой, через несколько дней после своего 23-летия (поэтесса родилась 25 сентября 1892 года).
За поэтическим текстом закрепилось название «Посвящение женщине», хотя изначально произведение не имеет заголовка и обозначается по первой строчке: «В гибельном фолианте». Оно состоит всего из трех катренов:
В гибельном фолианте
Нету соблазна для
Женщины. — Ars Amandi
Женщине — вся земля
Сердце — любовных зелий
Зелье — вернее всех.
Женщина с колыбели
Чей-нибудь смертный грех.
Ах, далеко до неба!
Губы — близки во мгле…
— Бог, не суди! — Ты не был
Женщиной на земле!
Латинское изречение «Ars Amandi» переводится как «искусство любви» и является аллюзией к циклу древнеримского поэта Овидия, посвященного, говоря словами классика, «науке страсти нежной». Образ женщины в стихах Цветаевой одновременно и романтичный, и трагичный, и возвышенный, и греховный.
Гвердцители ничего не добавляла и не меняла в тексте, использовала повторы строф, выделила куплет и припев. Тамара Михайловна изящно преподнесла строки, написанные в начале прошлого века, подобрала к ним правильные ноты и интонации, и песня получилась проникновенной и современной.
Исполнять песню, за которой стоят такие фигуры как Марина Цветаева и Тамара Гвердцители – задача титанической сложности, поэтому песню перепевают редко, в основном она продолжает звучать в авторском исполнении Тамары Михайловны. Спеть, как Гвердцители – невозможно, а преподнеся «по-своему», велик шанс испортить сильное произведение.
В шоу перевоплощений «Один в один» на втором канале образ Тамары Гвердцители попыталась воссоздать Теона Дольникова, актриса и певица, артистка мюзиклов, первая вокалистка металл-группы «Слот». Для номера она выбрала именно эту, сложную песню.
Композиция в оригинальном исполнении неоднократно использовалась для выступлений шоу «Ледниковый период». В сезоне 2021 года под неё катались Ксения Бородина и Дмитрий Соловьев, поставил номер Илья Авербух.
А для гала-шоу «Ледникового периода», где участвовали профессиональные пары, эту песню попросили исполнить Марию Зайцеву, экс-солисту групп «Ассорти» и «Две Маши», которая ныне работает сольно под сценическим именем MARIA. Композиция сопроводила выступление Оксаны Домниной и Максима Шабалина. Певица выпустила Mood-Video на эту песню.
Бегая босой по росе и танцуя под свой же хит, Зайцева продемонстрировала способность петь «по-модному», в соответствии современными вокальными тенденциями, , что для данной песни губительно. Эту композицию она преподнесла в традиционном ключе, спев мощно, эмоционально и даже местами подражая Тамаре Михайловне, а иначе здесь никак.
Начав свой путь ещё представительницей Грузинской ССР в начале 80-х, Гвердцители соединила в своей фигуре две культуры, две музыкальные сцены, на постсоветской эстраде Тамара Михайловна всегда стояла несколько особняком.
Песни Тамары Гвердцители обладают особой притягательностью. Узнаваемая вокальная стилистика, подача, медленная, парящая в то же время цепляющая мелодия и хорошие классические стихи - всё это соединилось в «Посвящении женщине». Творчество Тамары Гвердцители и песни на стихи Марины Цветаевой – две большие темы, к которым я ещё обязательно вернусь в последующих публикациях.
Подписчиц и читательниц моего канала поздравляю с женским праздником.
Материал написан в развлекательных целях на базе информации из открытых источников.
Спасибо, что дочитали до конца, буду рад вашим лайкам и подпсикам на канал. Слушайте хорошие песни и помните, что разговоры о музыке и поэзии всегда субъективны.