Найти в Дзене

Как я "учила жизни" внука на примере фильма "Гуттаперчевый мальчик". И снова о детских способностях

"Тебя мама, папа, бабушки, дедушки любят. В детском саду воспитатели о тебе заботятся. А ты это не ценишь, не понимаешь!" - взялась было я читать нотации шестилетнему внуку, поведение которого в тот момент оставляло желать лучшего.

Но, быстро осеклась. Когда слова давали результат?

Решила, что будет лучше, если посмотрим с ним вместе старый фильм "Гуттаперчевый мальчик" (по одноимённой повести Д.В.Григоровича) , в котором герой как раз является сверстником нашего Миши. Кое-что обсудим по ходу фильма.

Вообще-то, сама повесть (а, значит, и фильм) предназначены для детей чуть более старшего возраста. Даже взрослые роняли слёзы, читая это произведение. Но для первого знакомства, посчитала я, фильм вполне подойдёт.

Фильм начинался с самого печального момента - похорон матери бедного мальчика Пети, который оставался с этого момента полным сиротой. Вот на этом "совершенно один" я и заострила внимание.

Миша с большим переживанием воспринял трагедию мальчика, оставшегося без матери, поскольку в детстве всем кажется, что наши мамы вечны.

А далее Миша узнал, что сердобольная женщина пристроила сироту к цирковому артисту - акробату Беккеру в ученики, и о том, каков из Беккера тренер.

Этот настоящий Карабас-Барабас отличался таким злобным характером, что постоянно бил и ругал Петю, и заставлял мальчика заниматься тренировками до полной потери сил.

Я, опять же, сравнила жестокого наставника Пети с тренером Миши по карате - очень приятным и добрым молодым человеком.

Сравниваем наставника Беккера из "Гуттаперчевого мальчика" с тренером внука по карате
Сравниваем наставника Беккера из "Гуттаперчевого мальчика" с тренером внука по карате

Внук сказал, что не стал бы ходить на тренировки к такому плохому и злому человеку как Беккер. А потом призадумался, и понял, что у 5-6 летнего Пети не было иного выбора.

И спать на полу в комнате Беккера, свернувшись на тюфяке, как собачка, Мише тоже не захотелось...

А, вскоре, внук и вовсе попросил выключить фильм, сказав, что он - "страшный".

Я не настаивала на дальнейшем просмотре, понимая, что Миша итак маловат для этого. А финал фильма, связанный с гибелью мальчика Пети, вообще, не по возрасту для шестилетки.

Но, хотя бы, немного понимания, что условия жизни, как и судьбы, у детей, оказывается, бывают разные, у Миши появилось.

Посмотрев с внуком фильм, я решила перечитать повесть (для себя). Тем более, что она касалась развития физических качеств и двигательных способностей у детей, занимающихся гимнастикой, акробатикой, другими видами спорта с раннего детства.

А эту тему мы периодически обсуждаем. Например, в этой статье:

Следует отметить, что Д.В.Григорович написал повесть после основательного изучения жизни цирковых артистов, в том числе, и малолетних детей, принимавших участие в представлениях.

Писатель показал жизнь в цирке с двух сторон: с парадной, блистающей, во время представления;

и с обратной, закулисной, где

"... жизнь человеческая постоянно висела здесь на волоске и с нею играли, как с мячиком...".

Нельзя пройти мимо того факта, что повесть ещё раз доказала, что физические (двигательные) способности очень хорошо поддаются развитию. Если уж худенький и болезненный мальчик Петя, который даже при рождении "мало даже подавал надежд прожить до следующего дня", и который дальше жил в плохих условиях, часто голодая вместе с матерью, смог стать цирковым артистом.

Этот же факт подтверждают и сегодня все дети циркачей, выросшие, как они сами говорят, "в опилках".

Все основные премудрости цирковых артистов: акробатические трюки, навыки жонглирования, основы дрессировки цирковых животных они впитывают с малых лет "будто из воздуха".

Главным из обсуждаемых является вопрос: должны ли тренеры маленьких спортсменов быть жестокими? Можно ли использовать рукоприкладство, чтобы дети добивались больших успехов в карьере?

В "Гуттаперчевом мальчике эта проблема рассматривается на сравнении методов обучения, применяемых к Пете бездушным наставником Беккером и добрым клоуном Эдвардсом.

Методы обучения гуттаперчевого мальчика акробатом Беккером
Методы обучения гуттаперчевого мальчика акробатом Беккером

Худенький и маленький Петя выглядел рядом со своим наставником Беккером как "неоперившийся цыплёнок рядом с откормленным боровом".

При этом, цирковой силач постоянно бил мальчика, заставлял до изнеможения заниматься гимнастическими упражнениями.

Клоун Эдвардс, подружившийся в цирке с Петей, нашел правильный подход к мальчику.

Как пишет Григорович, если бы тренировками Пети руководил клоун, маленький акробат быстрее бы пришел к успеху и добился бы большего.

Клоун Эдвардс стал лучшим другом мальчика Пети - гуттаперчевого мальчика
Клоун Эдвардс стал лучшим другом мальчика Пети - гуттаперчевого мальчика

Конечно, повесть Д.В.Григоровича (как и фильм) настолько интересны, что даже обидно останавливаться лишь на теме развития физических способностей ребёнка с раннего возраста.

Гораздо важнее было бы провести сравнение условий короткой жизни Пети, обездоленного и несчастного мальчика, с жизнью детей графа Листомирова, живущих в условиях полного достатка, комфорта и счастья.

Но оставим это для другого раза.

Как Вы считаете, под управлением акробата Беккера или клоуна Эдвардса Петя мог бы достичь больших успехов?

-4
Почему уральскому вундеркинду Юлии Липницкой не удалось продолжить карьеру фигуристки? Или выбрала не своё дело
За семью 👨‍👩‍👧‍👦, детство 👶, образование 📖 !9 марта 2023
Игры моего детства - великие и опасные. Что знают о дворовых играх бывшего СССР современные дети?
За семью 👨‍👩‍👧‍👦, детство 👶, образование 📖 !13 сентября 2020