Найти тему

Русский язык для технаря.

Путь к грамотному письму и сочинениям.
Здравствуйте!))
Содержание канала в перовом посте.


Длинное, но необходимое вступление.


Родион пишет сочинения. Ему трудно выдумывать темы, и вообще сложно начинать. Потом что все, что нужно сказать, он скажет в двух фразах. Описание какой – нибудь природы на картине– вообще, что это?? Три дерева и куст. С сочинением ОГЭ нет сложностей, там требования по схеме, я это сочинением то не считаю. только бы тема была конктреная. В рассказах, где есть намеки, подоплеки и полутона – читает несколько раз, потому что это не понятно.

Рассказ «Последний лист», я знаю, что надо спросить сюжет, я знаю, что надо. Пересказан только конструктив и «какой-то джентельмен и пьяница ходили (это о пневмонии), там лист не шевелился почему-то и умер их сосед. А как это можно быть с головой сатира, у него рога что ли?». Мы смеемся с ним над этим на пару, я читаю с выражением. «Ааа, я понял… Подожди, но дождь же смоет краску. Какая там краска. И на что он крепил картину эту. А если на окно, то солнце же не попадало. А если лист рисовал, то как на мокрое легла краска? А про что сочинение-то писать?»)))). Родион бы предпочел о составе краски или способе крепления к стеклу картины.
А что за грутовка, чтоб по сырому рисовать?
А что за грутовка, чтоб по сырому рисовать?


Это так необычно для меня. Я писала сочинения по пять штук на произведение, я не могла остановиться. Раздавала их потом желающим, куда мне столько. Мама писала стихи и даже что -то издавалось в студенчестве. Старший сын мог сравнить интонацию с цветом облака и вкусом, смотреть на серый лес в марте и говорить о нем так, что оторваться нельзя, к двум разговаривал уже деепричастными предложениями.
Так случилось, что в семье у всех высокая эмпатия, порой слишком высокая и «хорошо подвешен язык».
У Родиона все по другому.
Человек – логика, человек схема. В первом классе надо было нарисовать дом. Родион очень точно нарисовал план схему квартиры, правильно обозначив двери и окна, как на чертежах. В БТИ можно нести. Это дом.


До Родиона я думала, что умение читать вшито в базовую комплектацию детей в нашей семье. Говорить же сами учатся, так же читать. Иногда надо проверять читает или еще нет. Обычно это замечали случайно года в 4. Так было со мной, моим старшим сыном, братом, его тремя детьми (его младший в три читал, все таки старших много в доме и аж алфавит повесили на стену).


И тут Родион сломал все стереотипы. В пять я поняла, что читать его надо учить. Как? Боже, как это делается?? Буквы никак не соединялись у него в слоги. Мама всю жизнь была учителем, завучем в началке. Она сказала: «Начните читать букварь. Зачитает, никуда не денется». Для верности букварь был взят старый, года 70-го, наверное, потрепанный, тот что валялся у меня, потом у брата, он своим присутствием обеспечивал успех в чтении и потому имел сакральный смысл. Пока я читала инструкцию к кубикам Зайцева, искала в интернете методики, Родион зачитал по букварю.
Но до самой школы по картинке правильно назвать предлоги и окончания не мог. «Мишка ПОД столОМ». Занимались с логопедом, учили окончания. А я думала: «Да как же он жить то будет! И, главное, в кого это все. Папа- то у нас грамотно пишет!»
«Штиль» и «Шпиль» -в принципе одинаковые слова для Родиона. Ольга Ивановна и Ирина Петровна – одинаковые имена. Имя есть, отчество есть, что не так. Но папа признался, что по русскому всю школу у него был трояк. Но Преподаватель была такая, что могла научить русскому даже медведя. … Ладно, по крайней, мере, есть надежда.


Однажды мы гуляли вместе с приятелем старшего, тот учился в баумановской математической школе. «Ах ты, мой золотой, как же вы с Родионом похожи. Как будто Родион через 6 лет», думала я, глядя на Ваню: значения слов такие же примерные, и он ходил к логопеду перед школой, учил окончания. «Это просто такой мозг», - я успокоилась)). Потому что в школе я наслушалась всякого.


Так вот это все было лирическое вступление к важному.
Сейчас Родион пишет грамотно, преподаватель им очень доволен, русский на ОГЭ назвал самым простым предметом, и сочинения он пишет тоже.
Расскажу как к этому пришли.
В школе русский выучить нельзя. Тем, кто писал правила, руки оторвать. Головы там и так нет.
Ездили к репетитору раз в неделю. Вернее, к самому лучшему учителю на свете.
Потом ушли на СО, продолжали ездить. Я писала об это раньше, не буду повторяться. Мы переехали в другой город и больше всего я за русский переживала.

А потом он сломал правую руку. Вот прям в сентябре (такая иллюстарция наглядная об уходе детей в болезнь от того, что им не по силам, а мамина тревога и настойчивость не оставляет выбора).

Мне пришлось отложить работу, я была его рукой в занятиях русским (Ахрименкова – правила и к нему упражнения, выполняется прямо в пособии). Не воз- мож- но. На следующий день он не помнил, что было вчера. Промучившись недели две, отложили русский.

Мы на СО и можем себе это позволить.

Я сняла внутренне это напряжение и приняла как есть.
Рука зажила, разработалась. В расслабленном темпе продолжили русский, без ожиданий и требований (Граник, Ахрименкова). Правила вырезали какие-то, что- то заучивали. Без фанатизма.
Цель – грамотное письмо.
Все остальное в топку. Что надо к ГИА выучим отдельно.
Спокойная мама- залог спокойствия ребенка.

Итак, 6 й класс. Кружок по написанию сочинений. Там можно писать с ошибками. Там не это важно.

Заглянула к нему. Сочинение " Школа моей мечты". Глубокое, конструктивное, я зачиталась. Ни одной ошибки.

-Мама, я не дописал ещё.

- Это твое???

Посмотрела переписку с учителем. Это мой ребенок??

Посмотрела переписку с друзьями с его разрешения. Нет ошибок! И какой хороший слог!
Старший как-то сказал, что Родион пишет как взрослый, такие обороты и ошибок нет.

Он просто созрел, он вырос!
И, знаете что! Он не лезет ни в краткое содержание, ни в ГДЗ. Даже там, где ему сложно! ЕС!

Недавно читала опыт мамы с семейного обучения так же, но с математикой. Они имели мужество отложить неподдающуюся математику. И ее сына прорвало в другом – музыка, литература. Потому что напряженность блокирует творчество, развитие, оттягивает энергию. Напряжение сняли, освободили энергию. Потом вернулись к математике и все произошло, нагнал без проблем.

В школе бы этого не случилось. Это невозможно в школе.

Там репетитор и работа до кровавых мозолей.

Нет шанса у ребенка дойти самому комфортно и не заметно.
Его прессовать будут и все, что останется – ненависть к русскому, сочинениям. Или математике. Или к биологии, к истории, или… ко всему.

Были у ваших детей подобные сложности? Как вы это решали?

Если канал вам кажется интересным, ставьте «класс», это полезно для канала и мне приятно. Можно подписаться и поставить оповещение, тогда вы не пропустите публикации.