Найти тему

Лекции по литературоведению 2. Определение эстетики и литературы. Их взаимодействие. Рабочее определение литературы.

Так что же такое – искусство? И как описать в этом аспекте произведение литературы?

Дла этого нам надо поговорить не об искусстве, а о соотношении искусства и литературы. Хализев пишет, что слово искусство многозначно, что им в нашем контексте названа собственно художественная деятельность и то, что является ее результатом (произведение). Простите, но произведение никогда не может яляться искусством. Оно результат искусства его конечный продукт, цель деятельности мастера. А искусством является либо процесс изготовления (ремесло), либо впечатление от текста (восприятие читателя). Он выделяет «аксиомы» искусства. Сколько же ученых погорели на том, что пытались найти какие-то аксиомы! Вот и Хализев, утверждая, что творчество – «это инициативная одухотворенная деятельность людей и их групп во имя сохранения и упрочения имеющихся ценностей (культурных и природных), главное же - во имя их обогащения» совершенно забывает, что речь в этом контексте идет не об определении творчества, а об обозначений его последствий. Да, результатом творческой деятельности является духовный рост человечества и человека, но мотивацией к творчеству и сутью творческого процесса может являться нечто, что совершенно несовместимо с общечеловеческими ценностями, не только культурными, но даже и природными. Творчество Маркиза де Сада, Иосифа Сталина, Адольфа Гитлера остается творчеством, важным для понимания этого мира и даже для духовного обогащения, но вряд ли вызывано этими мотивами. Этих товарищей и им подобных творцов было желание создать при помощи искусства базу для уничтожения людей, природы, или просто желание эстетизировать свою развращенность.

Важно. Искусство, особенно литературу, нельзя красить только белыми красками. Литература часто создается с целью причинить «зло». Но в последствии, со сменой режима, или смертью личности, книги становятся полезными спутниками человека, позволяя ему понять свою расу лучше, оценить изменения своей истории качественнее.

Не все в мире искусства можно подогнать под определение художественного творчества, как бы ни хотел этого Хализев. Как мы уже говорили, существует нехудожественное искусство, в котором отсутствует вымысел, но присутствует желание донести факты в такой манере, которая позволяет читателю наиболее эффективным методом получить информацию. Работа учителя в школе – это искусство. Это может не каждый. Написание инструкции для приготовки шашлыка – это искусство, это может не каждый. Можно быть большим футболистом, но нельзя быть Рональдиньо – это может не каждый. Искусство – это умение делать что-то так, как это не могут другие, масса, большинство.

Хализев называет «три важнейших и органически взаимосвязанных аспекта художественного творчества: эстетический, познавательный и миросозерцательный». Он не уточняет, для какой модели искусства эти аспекты имеют большое значение. В любом случае, это не аспекты мотивации к творчеству, не аспекты самого творчества. Скорее, это аспекты коммуникации читателя и писателя, о которых мы будем говорить ниже. Но ведь коммуникация читателя и автора не происходит только на трех уровнях, к ним присоединяется социальный, исторический, национальный, нравственный, моральный и другие аспекты.

Мы предлагаем наше рабочее определение искусства.

Искусство как процесс создания художественного произведения является дифференцирующим признаком автора, который описывает весь набор знаний, умений, практического опыта, идей и тем, конкретных действий, которые необходимы данному конкретному автору для создания данного конкретного произведения.

Искусство как результат деятельности автора представляет собой законченное произведение художественного творчества, которое выражено в артефакте, доступно для адрессата искусства, обладает признаками художественности/литературности (см. выше) и не может быть интерпретировано только одним способом.

Искусство нехудожественное представляет собой умение выполнять, организовывать и направлять деятельность эффективным способом, который недоступен другим, либо же нуждается в изучении.

Искусство в целом есть деятельность человека, направленная на эстетизацию жизни, то есть на ее украшение, на повышение ее уровня, качества, ее интересности или же направленное на повышение эффективности практической деятельности человека.

Художественное произведение – это произведение искусства в его общем смысле, которое создается в целях искусства, отвечает критериям созерцательности, выражено в артефакте и доступно адрессату.

Признаки искусства в литературе

1.3. Литература как эстетическое явление.

Жан-Поль Сартр задавался вопросом «Что такое литература?», уже будучи великим писателем. Даже сами писатели часто путаются, давая определение своему творчеству. Точная дефиниция представляется нам невозможной, так как любая попытка такой разработки вызывает неприятие у значительной части ученых, писателей, публики. Но мы попытаемся, в этой статье, разработать рабочее определение, перспективное для анализа.

По Хализеву. Мы проведем краткий обзор теорий эстетики в комбинации с литературой. Эстетика – это слово, которое в обиходе заманяет слово «красота». В науке об искусстве это слово, скорее можно синонимизировать со словом «созерцание» или «оценка». Так как совершенно неясно, что такое «красота», равно как и что такое «уродливость» то эстетическая работа – это работа сугубо эмоциональная, нелогичная.

В этой связи слова Хализева о том, что «именно целостность воспринимаемого составляет главный источник его эстетического постижения» является ничем иным, как предположением. В отношении литературы эта фраза работает только условно, если считать, например, произведения дадаистов целостными на том основании, что они принадлежат к какой-то концепции. Однако не знакомый с теорией литературы читатель вполне может принять стихотворение дадаистов за эстетичное, не зная самой концепции, то есть эстетизировать он будет не целостность, а как раз отказ от нее.

«Воспринимая предмет эстетически», - пишет Хализев, - «мы силой непосредственного чувства (не прибегая к логическим процедурам) прозреваем его значимость для нас и его сущность». Опять-таки, крайне важно не впадать в крайности. Является ли кроссворд предметом искусства? Является ли им судоку? Можно ли признать литературным произведением парадок об Ахиллесе и черепахе? Так как работа с этими произведениями требует логики, то и эстетизация состоит именно в логической работе.

В конечном итоге, мы все знаем, что эстетика личности зависит от ее качеств другими словами совершенно очевидна разница в эстетических предпочтениях социальных групп, представителей разных национальностей и т.д.

Эстетическое, по словам А.Ф. Лосева, есть "внутренняя жизнь предмета, которая обязательно дана и внешне", открывается "бескорыстному любованию" и имеет "созерцательную ценность. Эта фраза лишена любых ограничений в трактовке искусства, и потому бесспорна. Единственное, что можно добавить – любование вполне может быть и корыстным. Искусством ведь интересуются для вполне конкретных вещей – например, для расширения кругозора, отдыха, а иногда и ради денег.

При работе с конкретным произведением следует учитывать, что эстетика – понятие не абсолютное и совершенно не определено наукой. Любые попытки принянуть такие определения за уши – исторически проваливаются. Мы должны исходить из того, что в мире 6 милиардов эстетик читателя, и несколько тысяч авторских эстетик. Заставить человека полюбить автора невозможно. И любой критерий, такой, например, как критерий целостности или аллогичности – это всего лишь ограничительный критерий творчества, не более того.

1.4. Широкое и узкое понимание литературы. Литературность. Критерии литературности.

Для определения термина «литература» нам нужны не ограничения, а критерии. Эти критерии предлагает Нюннинг. Он предлагает различать узкое и широкое понимания термина. В широком понимании текста по Грабесу литература представляет собой совокупность всех напечатанных текстов в мире. Но Нюннинг подчеркивает, что даже такое понимание литературы исключает все «устные» тексты, которых существует огромное множество.

Узкое понимание литературы состояло бы в том, что она представляет собой только поэтические и прозаические художественные тексты, в том числе и устные.

Естественно, что на этом этапе встает вопрос о толковании понятия «литературность» текста, по которому тоже нет определенности в научных работах. Для немецкой и английской филологии разделение текстов на «литературные» и «нелитературные» стало традицией.

Но можно ли употреблять эти термины совершенно свободно? Рассмотрим этот вопрос в рамках критериев литературности, которые даны у Нюннинга.

1. Литература – это исторически изменяемое понятие. Литературный текст изменяется с ходом истории – меняется его интерпретация, понимание, его местонахождение в социальном контексте, читатели, возраст читателей, социальная группа читателей. У литературного текста снижается или повышается актуальность восприятия. Он переиздается с целью быть проданным, меняет форму выражения – звучит по радио, продается на флэшках, обыгрывается в театре.

2. Литературный текст не может быть интерпретирован «правильно». Другими словами, при анализе литературного текста нельзя быть уверенным в его понимании. Прескриптивный концепт анализа необходимо заменять дескриптивным. Литературный текст нельзя истолковать однозначно и использовать, как документ

3. При этом у читателя литературного текста есть желание истолковать этот текст «правильно», которое невозможно устранить логическими утверждениями.

4. Литературный текст имеет точки сопрокосновения с реальностью. При этом он может ее изменять, преламывать под автора, не изменять вообще, отказываться от следования фактам, или быть на фактах построенным – но он всегда имеет отношения к реальной жизни.

5. Литературный текст в ступает в структуру мимесиса – то есть основан на представлении своего автора о жизни. В то же время, в рамках поэзиса он создает параллельный автору мир, в котором основные отношения подчинены его воле. Для литературного анализа очень важен вопрос трансформации реальности через мимесис в поэзис.

6. В литературном тексте присутствует вымысел.

7. Литературный текст имеет эстетическую концепцию

8. Литературный текст использует язык как инструмент творчества, отбирая из него нужные для целей создания произведения элементы

9. Литература не пишется в прагматических целях

10. Литературный текст всегда пишется в рамках некоего контекста.

Эти критерии разграничивают «литературу» и «художественную литературу», то есть Нюннинг так же, в начале пути, отказывается от исследования литературы в широком смысле этого слова, как совокупности всех текстов, напечатанных когда бы то ни было. Во-первых, мы не можем дать определение слову «литература» только в узком смысле, не дав его сначала в широком. Во-вторых, литература нехудожественная так же является объектом изучения литературоведения, потому эти разграничения достаточно натянуты. Но даже и если - критерии Нюннинга подходят к нехудожественной литературе почти полностью. Возьмем условную статью в журнале «Плей Бой» о победительнице конкурса «Мисс Вселенная 2001». Меняется ли этот текст в историческом разрезе? Да, он переходит на новые носители, воспринимается читателями по-разному, в зависимости от их возраста. Читатель-филолог заметит в этом тексте пропаганду эротизма, выраженную через вербальные приемы. Подросток может текст вообще не заметить, и просмотреть только фотографии. Поклонник пышных форм прочитает текст с презрением и вспомнит, что в шестидесятых мода была совсем другая. Странным этот текст покажется читателю, который ещё не родился. Словом – это литература. Можно ли использовать эту статью как документ? Нет, в ней допускаются допущения, мнения, оригинальности. Имеет ли он в своей основе преломленную реальность? Написан ли он в рамках контекста времени? Имеет ли он эстетическую ценность? Ответы на все эти вопросы – да. Нехудожественная литература всеми своими признаками равна художественной.

Конечно, это будет намного сложнее доказать, взяв инструкцию по сборке машины на АвтоВазе. Это не художественный текст. Но он обладает большинством! признаков, изложенных выше. А всеми этими признаками не обладают и чисто художественные произведения. Например, критерий 9 – литература не имеет прагматического характера. Литература может быть написана чтобы:

1. Заработать деньги

2. Поведать миру свою точку зрения

3. Пленить любимую девушку

4. Стать знаменитым

5. Получить власть

6. Манипулировать массами

Настолько же прагматичным часто является желание читателя ознакомиться с текстом, классическим примером является всем нам знакомый экзамен по истории литературы.

Итак, литература, как и любое другое искусство – предельно прагматична и конкретна в своих материальных желаниях. Особо следует поговорить об эстетических концептах. Конечно же, для произведений художественной литературы они свойственны более, чем для произведений «нелитературных». Но в художественной литературе есть стремление «сбросить эстетику», как у Хлебникова, например. Да, это стремление порождает в результате свою эстетику, но целью футуристов часто была именно «антиэстетика».

А теперь подумайте – кто из людей, пишущих «нехудожественную» литературу, намеренно захочет сделать свой слог некрасивым? Люди, которые пишут вне художественного поля, вынуждены подчиняться общим правилам общежития. У них не получится писать девчонка через «е». Они знакомы с официальным стилем и следуют ему кропотливо, упрекают себя за ошибки, следят за текстовой эстетикой документа в рамках своих возможностей. Их эстетическая концепция основана на подражании, на выполнении образцов – но разве судебные приговоры неэстетичны? Попробуйте их написать в разговорном стиле – сами поморщитесь. Эстетика – это цель любого, кто пишет вообще, и знает, что его прочтут. Интерпретация же приговора Ходорковскому (это почти художественное произведение) занимает весь интеренет, в то время как о Шукшине говорят, в последнее время, мало.

Итак, нет никаких отличий между литературой художественной и нехудожественной. Определение литературному тексту надо давать, исходя, из общих критериев литератуности, то есть из «широкого» определению Нюннинга.

Итак, наше рабочее определение.

Литература – это совокупность всех текстов (устных, письменных, виртуальных, художественных и нехудожественных) и интертекстов, которые, будучи созданы в определенном эстетическом и историческом концепте, претерпевают материальные и духовные изменения, поддаются свободной интерпретации, написаны с использованием выделения из общего запаса языка необходимых для прагматических целей автора параметров, предназначены для восприятия людьми, имеют эстетическую концепцию и запечатлен в артефакте.

Пояснение. Литература – это не только письменные тексты, но и устные (Устное Народное Творчество). Виртуальные тексты – это тексты, которые в оригинале прочитать невозможно, и которые доходят до нас в переработанном виде. Интертексты необходимо упомянуть, так как массовая литература часто строится на работах предшественников (Фауст и пр). Создание текста требует либо эстетического, либо подражательно-эстетического начала. Свободная интерпретация является основной литературного анализа. В литературе нет неинтерпретируемых документов, поскольку их нет в жизни. Даже предельно ограничивающие нас документы – законы, являются литературой, посколько и они нуждаются в интерпретации (дух закона, постановления Конституционного Суда, комментарии к Уголовному Кодексу). Текст создается автором на основе языка (это важнейший признак литературы) Текст создаетс в прагматических целях (как минимум, чтобы получить удовольствие), текст должен быть создан для чтения – иначе его нельзя запечатлеть для истории, наконец, он должен быть написан, записан со слов и сохранен, иначе нельзя следовать принципу историчности.

Из определения намеренно убраны слова о вымысле (вымысел является основным признаком только художественной литературы), и слова о преломлении реальности (так как отчет биологического общества Франции об особенностях выживания лисы в городских условиях тоже не преломляет реальность намеренно) а часто не преломляет ее и вовсе.

Признаки литературности не должны присутствовать в произведении во всем объеме – только частично. Достаточно уже одного признака, чтобы объявить произведение литературным