Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Тучи над Борском» - советский триллер об опасности сект

В комментариях к статье о фильме «Грешница» (1962) прозвучало название другого антирелигиозного фильма – «Тучи над Борском» (1960). Несмотря на то, что обе кинокартины значатся, как антиклерикальная пропаганда, на деле это – анти-сектантские ленты, ибо в них развенчивается коварная суть еретических направлений, а не православия, католицизма и лютеранства.

Повторю свою вчерашнюю мысль – Советская Власть даже в хрущёвскую эпоху гонений на веру в Бога никогда не впадала в тотальный маразм, хотя бы потому, что православие было основой русской культуры, Папа Римский – значительной фигурой в мировой политике, да и германский протестантизм никуда не делся из Прибалтики, считавшейся «витриной социализма».

К традиционным конфессиям в советском искусстве чаще всего относились …с юмором. Например, в «Семи невестах ефрейтора Збруева» (1970) главгерой встречает расстроенного молодого священника, коему срочно нужна попадья. Да где ж найти такую паву? Служителя культа сыграл милейший Леонид Куравлёв, что как бы намекало на спокойное отношение системы к «oпиyму для народа», если тот опиум – в рамках дозволенного.

Кадр из фильма «Тучи над Борском» (1960). Скриншот.
Кадр из фильма «Тучи над Борском» (1960). Скриншот.

Также напомню, что сектантов гоняли ещё государи-императоры, так что и здесь – явная преемственность. Но вернёмся к «Тучам над Борском». Из этой истории в Голливуде сделали бы полноценный триллер и в этой работе есть классические элементы thrill, но в Советском Союзе принципиально не создавали ничего в этом жанре! У триллера цель – напугать. У нашего кино, даже перенасыщенного thrill-ом, цель – воспитать.

Итак, в центре внимания – провинциальный город, в котором кипит индустриальная жизнь. Эффектная, развитая старшеклассница Оля Рыжкова (Инна Гулая), как многие девушки её возраста, влюблена в симпатичного одноклассника Митю Саенко (Роман Хомятов). В первых кадрах этот юношеский роман чем-то похож на отношения школьников в драме «А если это любовь?» (1961) и даже типаж девушек – единый: фигуристая, слегка упитанная красавица с длинными косами.

И развитие сюжета идёт сходно – невинная романтика становится предметом обсуждения и осуждения. Олю позорят, у неё отбирают пионеров (она – вожатая!), а вслед раздаются смешки. И тогда Саенко открывает ей главную свою тайну – он член религиозной общины, которая живёт по каким-то своим установлениям, отрицая «мир».

Кроме того, Рыжкова не находит поддержки у отца – единственного родного человека. Тот – крупный функционер, трудяга и даже в моменты бесед с дочерью, думает о заводских проблемах. К тому же, его постоянно нет дома. Он – на объектах. И тогда растерянная и растерзанная Оля идёт к сектантам. Поначалу ей становится тепло и спокойно.

Кадр из фильма «Тучи над Борском» (1960). Скриншот.
Кадр из фильма «Тучи над Борском» (1960). Скриншот.

Затем она понимает, что община затянула её в свои сети, и оттуда уже не выбраться. Бывшая отличница бросает школу и кладёт на стол комсомольский билет. Финал – ужасающе страшный. Кликушеская «мафия» решает …распять Олю в наказание за её гордыню. И, когда общественность во главе с учителями, врывается в «молельный дом», то видит героиню на кресте.

Однако у этой истории – счастливый итог и преподавательница, от лица которой ведётся повествование, говорит нам, что Олю удалось спасти. Нам её показывают – она машет рукой. Но, кстати, нет никаких следов гвоздей и такое чувство, что девушку всего лишь прикрутили к кресту. Хотя, «всего лишь» — это неправильно сказано. Даже такое действие могло повлечь за собой гибель.

Кадры из фильма «Тучи над Борском» (1960). Скриншоты.
Кадры из фильма «Тучи над Борском» (1960). Скриншоты.

Нам говорят, что глава сектантов (тётка Саенко) всё ещё в Борске, то есть каким-то образом ушла от ответственности. Поскольку фильм – дидактический, озвучены социальные причины вовлечения в секты. Это – травля и непонимание. Это - смешки в отношении первых чувств. Это – невозможность поплакать в чью-нибудь жилетку.

Психологов-то ещё не придумали! Это – вечная занятость родителей. А ещё здесь играют юные Инна Чурикова (у неё довольно-таки крупная роль) и Никита Михалков в эпизоде. Ещё никому не известные, но уже харизматичные! Важный момент: пятидесятники, на коих намекают в фильме, не практиковали жертвоприношений. Но чего не изобразишь для пущей наглядности?

Zina KorZina (c)