Найти тему

Элизабет Гилберт и ее Большое волшебство

Те, кто читали «Есть, молиться, любить», не найдут в «Большом волшебстве» ничего похожего. Это не история любви, или духовных поисков, или самопознания, хотя в определенном смысле — и то, и другое, и третье. Это вообще не худлит.

На полках уличной библиотеки, куда я часто заглядываю, не переводятся книги вроде «Справочник терапевта», «Справочник юриста», «Для начинающих сантехников». Так вот, «Большое волшебство» — тоже профессиональная литература. Узкопрофессиональная. Это книжка для писателей, журналистов и блогеров — тех, кто работает со словом, а не просто для всех, кто любит Гилберт.

Не понимаю, почему в книжных магазинах ее позиционируют как художественную и развлекательную. Этим только путают читателей, потому и приходится видеть много негативных отзывов.

Эту книгу должны читать не просто «все, кто хочет творить, жить ярко и креативно», как призывает обложка, а те, кто пишут тексты и для кого это всерьез. Им-то и будет конкретная польза.

Первым делом я подумала, с чего бы беллетристу браться за учебник, и что 48 лет — рановато для того, чтобы начинать вещать. Но первые же главы развеяли скепсис: буквально каждая страница излучает искренность и желание поделиться, подсказать, помочь, предостеречь, донести главное.

Книга написана от второго лица, в форме доверительной беседы. Но это не отношения мэтра и дилетанта, это вообще не учебник литмастерства. Здесь не будут давать уроков, как правильно и как неправильно. Разговор идет о природе творчества.

«Я верю, что это очень древняя и очень щедрая проделка, игра, в которую природа играет с людьми, к своему и нашему удовольствию: природа прячет в каждом из нас необычные драгоценности, а потом отходит в сторонку и смотрит, сумеем ли мы их найти.
Охота за этими скрытыми в нас сокровищами — вот что такое творческая жизнь. Отчаянная храбрость, которая гонит нас на эту охоту, — вот что превращает серые будни в более яркую жизнь».
«Жить так — упорно и постоянно извлекая на свет сокровища, затаенные у нас внутри, — это уже искусство само по себе. Потому что в творческой жизни всегда присутствует Большое волшебство».

Ничего не напоминает?

«В моей душе лежит сокровище, и ключ поручен только мне»

Мы это сами знали, но надо, чтобы это время от времени кто-то повторял — мудрый и доброжелательный.

По природе своей невротичным и склонным впадать в уныние, многим писателям эта книга может служить подбодрялкой, причем долгоиграющей: ее можно прописывать при обострении депрессии и перечитывать снова и снова.

Прежде всего, Гилберт рассуждает о природе страха и приходит к выводу, что единственный разумный выход — научиться с ним сосуществовать. Не бояться самого страха — здравый подход.

«Я попыталась построить свою жизнь так, чтобы страх и творческое начало смогли в ней мирно сосуществовать. Похоже, они неотделимы друг от друга, как сиамские близнецы, — творчество и шагу не может ступить без того, чтобы рядом не шел страх».

Еще одна интересная мысль:

«Как вы думаете, а ваше дело вас любит в ответ?».

И тут же еще одна — о зависимости творческого человека от страданий и решительный отказ превращать их в фетиш.

«Множеству талантливых людей внушают мысль, что удовольствие не заслуживает доверия, а творчество — это только борьба. Множество художников до сих пор уверены в том, что единственно подлинное эмоциональное переживание – это душевная боль. Эту мрачную идею они могут почерпнуть в разных источниках; она стала общим местом в нашем западном мире с его суровым – от христианской жертвенности до германского романтизма – эмоциональным наследием.
Однако ни во что не верить, кроме страдания, – опасная дорожка. У страдания дурная репутация, оно убивает художников. А если даже не убьет, привычка к боли иногда ведет художников к таким серьезным психическим расстройствам, что они совсем не могут работать. (Мой любимый магнитик на холодильнике: «Я страдал достаточно. Ну, скоро уже мои произведения станут талантливыми?»)
Возможно, вас тоже приучили верить тьме».

Книжку хочется разобрать на цитаты, и, повторюсь, это стоит практиковать время от времени, потому что ее Большое волшебство — во вдохновляющем эффекте, который не выдыхается.

-2

Еще о писательстве:

Биографии писателей:

#большоеволшебство

#элизабетгилберт

#творчество

Оригинал здесь