Найти тему

Писательский дневник Анаис Нин

Оглавление

Знаменитый дневник незаурядной женщины и талантливой писательницы вобрал почти 60 лет ХХ века — она вела его с 11 лет и почти до 70.

Анаис Нин известна как автор эротической прозы. Меня эти ее рассказы не впечатлили (хотя, возможно, около ста лет назад они и поражали читателей), а вот «Дневник» — произведение уникальное. Мимо него никак нельзя пройти.

Прежде всего, он удивляет своей не-дневниковостью. В нем не ощущается дневниковая фрагментарность и разбросанность — напротив, там присутствует целостный, почти сюжетный стержень. История знакомства и отношений Анаис с Генри Миллером и его женой Джун прочитывается как полноценный роман благодаря динамике событий и характеров, а также глубокому анализу психологии героев.

«Моя жизнь с самого детства протекала в атмосфере музыки, книг и людей искусства, созидающих, творящих, пишущих, придумывающих игры, в которых сами играют с упоением, разыгрывающих лотереи, пишущих дневники, живущих воображением. Я вырастала, словно в коконе, в сладких грезах, рожденных постоянным чтением, приучавшим меня учиться, быть пытливой, проходить по самому краю бездны, избегая с невероятной невинностью опасностей; чувственность не брала верх, потому что тело сторонилось всякого уродства. И хотя эротическая атмосфера Парижа пробудила меня, я все же оставалась романтиком. Я занималась танцами, живописью, скульптурой, костюмом, декоративным искусством, я устроила великолепный дом».

Точный, красивый психологический рисунок — основное достоинство «Дневника». Психология не была для писательницы отвлеченным понятием — она изучала теорию Фрейда и сама проходила психоанализ, причем не только у «традиционного» профессора-психоаналитика Альенде, но и у Отто Ранка, который специализировался на психологии творческих людей. То есть как писатель, исследователь человеческой психологии, Анис Нин была вооружена передовыми научными методами своего времени.

Исследование творческих состояний, писательской лаборатории — еще одна составляющая «Дневника», не менее важная, чем «любовная» линия. Для меня это была самая интересная сторона книги.

Наблюдения Анаис поражают глубиной и точностью. Эта женщина не просто всюду носила с собой свой «журнал» и постоянно делала записи: в кафе, транспорте, в гостях, — ей по сути было, что записывать.

«Вся моя работа заключена в моем дневнике, я писала и пишу его для отца, которого я потеряла, которого любила и которого хотела удержать.
Так как мои мечты — моя собственность, так как они никогда не могут превратиться в реальность, так как я всегда могу их позвать обратно разделить мою компанию и помочь мне жить, я держу их в глубинах моего существа или же на самых секретных страницах дневника».

Нельзя не упомянуть о фильме «Генри и Джун» (1990) по одноименной повести Анаис Нин.

«Генри и Джун» (англ. Henry & June) — американский кинофильм режиссера Филипа Кауфмана, 1990 г.
«Генри и Джун» (англ. Henry & June) — американский кинофильм режиссера Филипа Кауфмана, 1990 г.

Фильм атмосферный. Артистки, исполняющие роли Анис и Джун (Мария де Медейруш и Ума Турман), великолепны и своей игрой, и внешним соответствием. Вот только лучше его смотреть, уже дочитав книгу, иначе, как в моем случае, будешь потом читать и одновременно видеть кадры из фильма.

«Милый мой дневник, ты мешал мне как писателю, но поддерживал меня как человеческое существо. Я создала тебя, потому что нуждалась в друге. И в разговорах с этим другом я, может быть, делаю свою жизнь богаче».
-3

Еще о писательницах, их дневниках и автобиографиях:

Еще о писательских биографиях:

О писательстве:

О творчестве:

Писатели на открытках:

Женщины на открытках:

Романы о женских судьбах:

Оригинал статьи находится здесь https://blog.vitlive.com/posts/pisatelskiy-dnevnik-anais-nin