Найти в Дзене
Михаил Драбкин

Наземные пассажирские рельсы в Казани: трамвай и железная дорога

Трамвай в Казани появился всего через полгода после трамвая в Москве, и сеть, ещё до революции охватившая весь тогдашний город, со своими 40 км линий уже тогда была крупной.

Добавьте описание
Добавьте описание

Впрочем, уже в 1930-е и 1940-е гг. трамвайные линии стали снимать с центральных улиц - до появления не только метрополитена, но и троллейбуса; в этом татарстанская столица тоже отчасти повторила судьбу столицы всесоюзной.

Добавьте описание
Добавьте описание

Одновременно не прекращалось строительство новых трамвайных линий на окраинах, принявшее тут бóльшие масштабы, чем в среднем крупном советском городе той эпохи.

Добавьте описание
Добавьте описание

В 1970-е и 1980-е было запущено более 30 км новых трамвайных линий, что увеличило протяжённость городской трамвайной сети более чем на треть.

Добавьте описание
Добавьте описание

Казанская трамвайная сеть достигла своей максимальной протяжённости (94 км) в конце 1990-х гг., когда уже была завершена восточная часть Большого Казанского кольца, но до крупных демонтажей в центральной части города ещё не дошло.

Добавьте описание
Добавьте описание

Массовые снятия трамвая в центре Казани начались в 2004 г., и были связаны отчасти со строительством метро, первую линию которого дублировали некоторые трамвайные линии, отчасти с общей реконструкцией города сначала к городскому Миллениуму 2005 г., а потом и к Универсиаде 2013 г. Закрыв большую часть трамвайных маршрутов и около четверти трамвайной сети, местные власти не предоставили оставшиеся линии самим себе, чтобы они продолжили терять пассажиров и в конце концов были бы, возможно, закрыты за ненадобностью (как это случилось с несколькими российскими трамвайными системами).

Добавьте описание
Добавьте описание

С самого начала заявлялось о планах модернизации и даже развитии городского трамвая в новых транспортных коридорах.

Добавьте описание
Добавьте описание

Но говорится о таких планах во многих городах, а в Казани их действительно начали осуществлять.

Добавьте описание
Добавьте описание

Уже к следующей знаменательной дате в жизни города, Универсиаде 2013 года, впервые в современной России была запущена полукольцевая линия скоростного трамвая.

Добавьте описание
Добавьте описание

Пусть и без тоннельных участков, но полностью на обособленном полотне.

Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание

И даже с разноуровневыми пересечениями.

Добавьте описание
Добавьте описание

Но, правда, только с одной удобной быстрой пересадкой на метрополитен (станция "Проспект Победы").

Добавьте описание
Добавьте описание

По этой трассе трамваи ходили и в советской Казани, но не так давно, с перезапуском движения по линиям на юго-западе города и постройкой совершенно нового участка между южными и юго-западными районами Казани трамвай наконец пошёл по так называемому "Большому Казанскому кольцу".

Добавьте описание
Добавьте описание

Единственная на постсоветском пространстве трамвайная "кольцевая линия" - это около половины всей городской трамвайной сети.

Добавьте описание
Добавьте описание

И хотя вся юго-западная часть кольца - это по-прежнему обычный уличный трамвай, достигнутый результат уже впечатляет.

Добавьте описание
Добавьте описание

Впрочем, и за пределами кольца бóльшая часть линий обособлены от уличного движения.

Добавьте описание
Добавьте описание

Впрочем, по состоянию на 2017 г. (и сомневаюсь, что к 2023 г. что-то кардинально изменилось) это обособленное полотно кое-где выглядело не слишком ухоженно.

Добавьте описание
Добавьте описание

То, что обычно для почти любого провинциального города России (там ещё скажут спасибо, что пути вообще к чёрту не сняли), в Казани выглядит немного отстало.

Добавьте описание
Добавьте описание

Даже если речь идёт не о самом центральном, не о самом дорогом или престижном районе города.

Добавьте описание
Добавьте описание

Ни дать ни взять Новочеркасск, Новосибирск или даже Омск.

Добавьте описание
Добавьте описание

Хуже всех выглядит самая далёкая казанская трамвайная линия, соединяющая жилые кварталы Соцгорода и Караваева на севере города с химическим заводом ("КазаньОргСинтез") на северо-западе.

Добавьте описание
Добавьте описание

Собственно, кроме трамвайной кольцевой линии в Казани есть ещё 4 радиальные линии.

Добавьте описание
Добавьте описание

1 длинная (на Караваево и нефтеперерабатывающий завод), мимо Северного транзитного вокзала и Соцгорода.

Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание

Именно в пределах этой линии расположены находящиеся в самом худшем состоянии участки казанской трамвайной сети.

Ещё есть 1 короткая радиальная линия (на 9 микрорайон в Азино)

Добавьте описание
Добавьте описание

И 1 очень короткая (до ТПУ Компрессорный рядом с одноименной железнодорожной платформой).

Добавьте описание
Добавьте описание

Короткая и очень короткая радиальные линии продолжают с двух концов единственную трамвайную линию, уцелевшую внутри кольца (ул. академика Арбузова - метро Проспект Победы).

Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание

По состоянию на начало 2023 г., общая длина сети - 64 км, это 9-е место в России (примерно на уровне Новосибирска и Челябинска) и 63-е место в мире (примерно на уровне польского Познаня и немецкого Магдебурга).

Добавьте описание
Добавьте описание

Действуют 9 маршрутов, из которых 2 (№5 и №5А) - кольцевые, самый длинный маршрут в России, слагающих ту самую трамвайную "кольцевую линию".

Добавьте описание
Добавьте описание

По всей этой обширной сети курсирует около 120 вагонов.

Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание

Основа подвижного состава - российские вагоны производства Усть-Катавского завода (КТМ-23) и екатеринбургского завода "УралТрансМаш" (71-407), также много продукции белорусского "БелКоммунМаша" (АКСМ).

Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание

Согласно последнему Генеральному плану города, трамвайная сеть Казани должна увеличиться более чем на четверть (на 26 км): должны появиться линии к новым жилмассивам в западной пригородной зоне, планируется продлить линию в восточных жилых районах (Азино), а также запустить удлинённый вариант трамвайного кольца (через Борисковскую промзону на юго-западе города).

Добавьте описание
Добавьте описание

Несмотря на востребованный у горожан скоростной трамвай, несмотря на неплохое покрытие трамваем периферийных районов татарстанской столицы, трамвай в Казани характеризуется сравнительно скромным пассажиропотоком - около 40 тыс. чел. в сутки.

Добавьте описание
Добавьте описание

А вот планы по развитию городского железнодорожного сообщения так и не были полностью реализованы.

Казань - это не железнодорожный узел, как большинство крупных городов России. Фактически, через город проходит только одна железная дорога, но зато какая - основной ход Транссибирской магистрали.

Впрочем, внутри города эта железная дорога разделяется надвое.

Добавьте описание
Добавьте описание

Сначала была проведена дорога по берегу Волги и через центр города, однопутная восточнее центрального вокзала.

Добавьте описание
Добавьте описание

А потом было построено двухпутное спрямление через северные районы.

Добавьте описание
Добавьте описание

Действует исторический вокзал в центре города и новый вокзал со странным названием "Восстание-Пассажирская" на спрямлении.

Добавьте описание
Добавьте описание

Впрочем, для пассажиров он всё же более привычно называется.

Добавьте описание
Добавьте описание

В результате образовалось кольцо, идеальное для запуска казанского аналога МЦК.

Добавьте описание
Добавьте описание

И такие планы были, но в итоге заработал только один радиальный маршрут до аэропорта, использующий юго-западный сегмент городского железнодорожного кольца и 20-километровое ответвление на юг, которое специально для этого электрифицировали.

Впрочем, на территории Казани в настоящее время действуют станций и остановочных пунктов пригородных электропоездов, и ещё - в пригородах.

Добавьте описание
Добавьте описание

И вся эта инфраструктура используется в том числе и для внутригородских, и тем более для внутриагломерационных перевозок.

Добавьте описание
Добавьте описание

Хотя при лучшей интеграции как с застройкой, так и с наземным транспортом интенсивность и эффективность использования этой явно недогруженной сейчас инфраструктуры быстро возрастёт.

Добавьте описание
Добавьте описание

Не лишним было бы и увеличить частоту курсирования электропоездов.

В целом, интенсивность пригородного железнодорожного сообщения в Казани невелика - до 36 пар пригородных и 12 пар дальних поездов в сутки на южном участке (станция Казань-Пассажирская), 6 пар пригородных и 6 пар дальних на северном участке.

Добавьте описание
Добавьте описание

Среди российских городов-миллионников меньший объём движения наблюдается только в Перми, Омске, Волгограде и Уфе.

Такие показатели объясняются не столько неразвитостью пригородных железнодорожных перевозок в татарстанской столице, сколько тем, что здесь по сути есть только два магистральных направления - Арское (восточное) и Зеленодольское (западное).

Добавьте описание
Добавьте описание

Западное направление, на пригородной станции Зелёный Дол (город Зеленодольск) расходящиеся на три линии (основную на Москву и две малодеятельные на Волжск и на Йошкар-Олу-Яранск) - самое населённое и, следовательно, электричек тут больше и спрос на пригородные пассажирские железнодорожные перевозки тут тоже больше.

Добавьте описание
Добавьте описание

Большая проблема в Казани - отсутствие метрополитена на центральном вокзале, через который проходит бо́льшая часть как пригородных, так и дальних поездов; транзитный северный вокзал "Восстание-Пассажирская" всё же обслуживает меньший объём траффика.

Добавьте описание
Добавьте описание