Найти тему
Михаил Драбкин

Зеленодольск: самое населённое, но не самое интересное Подказанье

-2

Казань - это единственный российский город-миллионник, которые не является сколько-нибудь значительным железнодорожным узлом.

-3

Даже на окраине соседней Уфы, на станции Дёма сходятся магистральные железнодорожные линии, а всё, что есть в Казани - это короткая линия на аэропорт, недавно электрифицированная.

Ну, правда, в городе ещё есть дополнительные внутренние железнодорожные линии (одна железная дорога через центр и другая, севернее - транзитная).

-4

Но, так или иначе, роль железнодорожного узла в Казанской агломерации выполняет станция Зелёный Дол, расположенная в пригороде, в нескольких десятках километров западнее.

-5

От магистральной железнодорожной линии Москва - Казань - Екатеринбург (основной ход Транссиба) тут отходит на север железная дорога на Йошкар-Олу и Яранск, не то чтобы очень загруженная, но всё же важная: соединяет с национальной железнодорожной сетью целый центр субъекта федерации.

200-километровая Йошкар-Олинско-Яранская ветка уходит на север, а на запад от станции Зелёный Дол идёт короткая ветка до станции Волжск, который, как и Йошкар-Ола, находится в республике Марий Эл.

-6

У станции Зелёный Дол вырос город Зеленодольск, который со своими 100 тысячами населения - самый крупный пригород Казани и пятый по размеру в Татарстане.

-7

Но, как ни странно, Зеленодольск возник и так вырос в основном вовсе не из-за железнодорожной станции.

-8

Ведь в городе есть ещё и Волга, и изначально поселение возникло к удобного речного затона. Постепенно на берегу затона образовался судостроительный завод, постепенно ставший одним из крупнейших на водных путях страны.

-9

Помимо огромного ассортимента военных судов, на бывшем Паратском затоне строились скоростные гражданские корабли, в том числе знаменитые "Метеоры" - лебединая песнь советского судостроения.

-10

Зеленодольск занимает обширную для своего размера и растянут на большую площадь, приняв форму жирной буквы "г", и я был только в его нижней левой (юго-западной) части, которая больше всего похожа на центр (Паратск).

-11
-12

Так вот, Зеленодольск не похож ни на город при судостроительном заводе, ни на город при узловой железнодорожной станции.

-13
-14

-15

-16

Он больше напоминает тихий спальный район, возможно даже где-то на юге.

-17
-18
-19

До революции Зеленодольск был деревней, затем посёлком, и в городе не осталось ничего старше послевоенного неоклассицизма.

-20

Сама станция Зелёный Дол находится на отшибе, и до неё из основной части Зеленодольска не так просто дойти.

-21