Татарстан известен на всю Россию своим богатством, гладкими дорогами, возделанными полями и современной архитектурой из пластика, сайдинга и стекла.
И если ехать из этого региона на север или северо-запад, то контраст может оказаться не меньше, чем если пересекать границу Московской и Смоленской, Московской и Тверской областей.
Обработанных полей становится меньше, а заброшенных деревень - больше, а города становятся более бедными, но зато какими-то более аутентичными и настоящими.
Марийский Волжск, хоть и тяготеет к Казани гораздо больше, чем к своей Йошкар-Оле, и вообще входит в состав агломерации татарстанской столицы, подтверждает эту закономерность.
Нет, ну то есть полей тут нет, да и город начинается сразу после пересечения границы республики Марий Эл, но отсутствие татарстанского лоска чувствуется сразу.
Во многих национальных регионах России есть свой "русский город" - индустриальный центр, построенный вместе с крупным предприятием и куда в своё время ехали на работу со всех концов Союза (то есть в основном славяне).
Для Марий Эл такой город - это Волжск, построенный в 1930-е годы вместе с МарБумКомбинатом, целлюлозно-бумажным производством у южной границы лесной зоны.
И в наши дни ранним утром город накрывает дымка из выбросов комбината, чувствуется характерный кислый за́пах.
В позднесоветское время Волжск стал даже в большей степени центром машиностроения, но в 1990-е годы эта отрасль здесь так сильно загнулась, что в городе стало совсем плохо, и волжане даже попытались присоединиться к Татарстану.
У них, конечно, ничего не получилось.
Впрочем, судя по уровню падения населения - на 15%, с 62 до 53 тыс.чел., что не выше среднего для нечернозёмной провинции - социально-экономическая яма в Волжске была не так уж глубока.
А с 2015 года жизнь здесь стала понемногу налаживаться.
Но всякие приметы старого тут всё ещё остались.
Долгая, но не тотальная и не крайняя бедность способствовала сохранению таких примет.
Хотя в целом в Волжске сохранилось не так уж много застройки старше 60 лет, относящейся к первым десятилетиям существования города.
Впрочем, в Волжске всё же осталось немного неоклассических домов времён основания города.
Двух- и трёхэтажки сосредоточены в основном вдоль главной улицы Волжска - улицы Ленина.
Так что настоящая жемчужина небогатого на достопримечательности Волжска - это городской рынок.
Впрочем, его уличная часть не такая презентабельная.
Вообще, в этом втором по величине марийском городе впечатляет буйство и разнообразие торговли.
Так обычно бывает не просто в бедных городах, а в тех бедных городах, где индустрия умерла или при смерти.
Хотя волжские предприятия вроде работают.
С рекламой в Волжске тоже всё нормально.
Вторым после мозаик крытого рынка украшением города можно считать Никольский кафедральный собор, построенный в 1993 году - видимо, раньше в Волжске не было ни одного действующего православного храма.
В его облике переплелись классические мотивы (восьмерик на четверике) с позднесоветским функционализмом и постсоветским красно-белым кирпичом.
Недалеко от церкви - местная мечеть Маххаля: хоть город в основном русский, Татарстан близко.
Заметьте: мечеть построена в похожем на церковный красно-белом стиле.
Есть тут и дома постсоветского периода похожего облика.
Такой сдержанный, почти приятный вариант российского модернизма.
Хотя есть и не так хорошо выглядящие примеры.
Добрался до города и проект "Добрый Ангел Мира", который путём установки в куче городов одной и той же золочёной скульптуры призван "объединить людей, независимо от их происхождения, национальности и вероисповедания на пути мира и прогресса".
Хотя на этой же улице есть и девятиэтажки, тоже новые.
Но больше, конечно, стандартных советских пятиэтажек.
При этом бóльшая часть Волжска - это и вовсе частный сектор, что довольно странно для индустриального города.
Волжск соединяет с российской железнодорожной сетью короткая линия от станции Зелёный Дол, и она даже электрифицирована.
И платформа высокая, обратите внимание.
Но в последние годы на железнодорожную станцию приходит лишь одна пара электричек в сутки: утром из Волжска в Казань, вечером обратно, и основным видом транспорта естественным образом остаётся автобус.
Ну то есть до сих пор это в основном маршрутки.
Маятниковая миграция из Волжска довольно значительна: до татарстанской столицы отсюда 60 км, и этот город относится к внешнему поясу Казанской агломерации.