Эта картина принесла молодому Фредерику Лейтону славу. Когда художник завершил эту работу, ему было всего 25 лет, а начал в 23 года. Свою монументальную картину, более двух метров высоту и более пяти в ширину, Лейтон писал в течение двух лет, проживая в это время в Риме.
Но впервые выставил её в своей родной Англии. Королева Виктория была очарована ею. В своем дневнике она записала: "Там была огромная картина художника по фамилии Лейтон. Эта прекрасная живопись напомнила мне одну из картин Паоло Веронезе, такую же яркую и наполненную светом. Альберт был так очарован произведением, что заставил меня купить его".
Речь идет о картине Фредерика Лейтона "Процессия Мадонны Чимабуэ".
Лейтон изобразил уличную процессию или крестный ход во Флоренции с алтарным образом Мадонны кисти флорентийского живописца Чимабуэ, одного из главных мастеров итальянской живописи периода проторенессанса.
К сожалению, на картине Лейтона самого полотна Чимабуэ хорошо не видно. Художник изобразил её боком.
Сам оригинал имеет вот такой вид.
Вот как описывает процессию перенесения иконы из мастерской Чимабуэ в церковь историк искусств Джорджо Вазари: «...Вот почему работа эта казалась таким чудом людям того времени, не видевшим до тех пор ничего лучшего, и потому ее из дома Чимабуэ несли в церковь в торжественнейшей процессии с великим ликованием и под звуки труб; он же за нее получил большие награды и почести...».
Во главе процессии на картине Лейтона идет сам Чимабуэ.
Он в белых одеждах с лавровым венком на голове. Тем самым Лейтон подчеркивает триумф художника, создавшего шедевр.
За руку он ведет мальчика.
Это его ученик Джотто. Да, да тот самый великий Джотто ди Бондоне, который в будущем, несомненно, своим талантом превзойдет своего учителя.
Существует легенда, что однажды Чимабуэ, проезжая по мосту через реку Сьеве около Веспиньяно на пути из Флоренции в Ареццо, увидел рядом с мостом юного пастуха, который рисовал "с натуры" овцу угольком на плоском камне у дороги. Это и был Джотто. Старый мастер понял, что перед ним талант и взял его к себе в ученики.
Чтобы подчеркнуть важность происходящего события, Лейтон на картине изобразил и короля Неаполя Карла Анжуйского сопровождающего процессию верхом на коне.
Исторически известно, что эта процессия проходила во Флоренции. Но Лейтон сделал лишь намек на это, изобразив на заднем плане здания.
Зато художник сделал акцент на одном из самых главных флорентийцев. Прислоненным к стене, чуть в стороне, стоит Данте Алигьери, которого не сложно узнать по его знаменитому профилю.
Религиозную тему картины Лейтон подчеркнул интересным моментом. В левой части изобразил группу, напоминающую об образе Богоматери с ребенком.
Ну и, конечно, молодой Фредерик Лейтон включил в свое полотно мотивы, которыми он и прославиться в дальнейшем - любовные сцены между рыцарями и их благородными дамами.
А также странствующими артистами, к которым испытывают слабость горожанки.
Хотя данная картина создана еще молодым Лейтоном, но уже и на ней можно видеть основные творческие кредо будущего уже всеми известного Лейтона: это яркие чистые цвета и максимальная эстетизация образов.