«Встреча с земляком» (1908) Харьковский художественный музей.
Н. К. Пимоненко большую часть жизни прожил в родной Киевской губернии, писал преимущественно земляков. При этом его работы не только получили всероссийскую известность, но вошли в историю искусств из-за примечательного судебного прецедента.
Николай Корнильевич Пимоненко родился в 1862 году в Приорке под Киевом в мещанской семье. Его отец был резчиком по дереву и имел иконописную мастерскую. Еще ребенком он помогал в мастерской, растирал краски, ездил с отцом и наблюдал, как тот расписывает церкви, затем поступил в иконописную школу при Киево-Печерской лавре. Там его талант заметил директор Киевской рисовальной школы Николай Иванович Мурашко и принял юношу под свое крыло. Его наставниками в школе помимо самого Мурашко стали Иосиф-Казимир Будкевич и академик Академии художеств Харитон Платонович Платонов. В 1880 году молодого художника взяли в штат в качестве репетитора, а в 1882 года он закончил школу с правом работать учителем рисования в низших учебных заведениях. После этого он поступил в столичную Академию художеств, где его наставником стал пейзажист Владимир Донатович Орловский. Позже Орловский станет молодому художнику еще и тестем.
Портрет жены художника, Александры Владимировны Пимоненко.
***********************************.
Портрет дочери художника Раисы конец 1890-х.
Позже в семье художника появилось трое детей.
Учился в АХ Пимоненко успешно, но недолго. У него возникли проблемы со здоровьем, и врачи посоветовали ему выбрать в качестве места жительства регион с более теплым климатом. Художник вернулся в родной город и преподавал в Киевской рисовальной школе до ее закрытия в 1901 году, а также в Киевском политехническом институте императора Александра II. По приглашению Ильи Ефимовича Репина Пимоненко часто участвовал в выставках передвижников, а в 1899 году и сам стал членом товарищества. В 1904 году ему было присвоено звание академика АХ. Также он принял участие в создании Киевского художественного училища. Работы Пимоненко были хорошо известны в том числе потому, что веселые сценки выпускались огромными тиражами в виде открыток.
«Святочное гадание» (1888)
Картина «Святочное гадание» экспонировалась на академической выставке 1888 года имела большой успех.
«Жертва фанатизма» (1899) Харьковский художественный музей.
Одна из самых известных работ Пимоненко – «Жертва фанатизма». Внимание автора привлекла заметка в газете о мрачном происшествии: члены еврейской общины напали на девушку, которая рискнула сменить веру, влюбившись в кузнеца-христианина. Художник в поисках необходимой натуры ездил в местечко Кременец на Волыни. Помимо традиционной кипы на голове у самого агрессивного из нападающих можно увидеть тфилин – черная коробочка из кожи кошерных животных, содержащая отрывки из торы, одна лбу, вторая такая же помещалась на руке. С правой стороны стоят родители девушки. Мать плачет, отец пытается отстраниться рукой. На более качественных репродукциях на шее девушки можно рассмотреть крест.
Картина «До дома» привела к курьезному прецеденту. Художник получил письмо, где возмущенные передвижники утверждали, что такой товарищ как он им совсем не товарищ, раз ради денег променял высокое искусство на сомнительный заработок. Оказалось, что знаменитый предприниматель Шустов без ведома автора использовал репродукцию картины «До дома» для дизайна этикетки «Спотыкача». Спотыкач - наливка, которую часто делали и дома, и она приводила к соответствующей походке. Спотыкач был особенно популярен на территории Украины, поэтому, вероятно, и взяли соответствующую юморную картинку, но мнение художника спросить не удосужились. Позже Шустов оправдывался тем, что ему понравилась открытка, а имя автора он якобы не знал. Когда разгневанный Пимоненко приехал в Москву, Шустов предлагал ему денег, но художник был принципиально против использования его работы для рекламы алкоголя. В итоге художник подал на предпринимателя в суд и дело выиграл. Шустова обязали всю продукцию с данной этикеткой изъять из продажи. До этого понятие авторского права затрагивало в первую очередь литературу. Известных судебных прецедентов, когда речь шла о правах художника до этого не было.
Законопослушный Шустов этикетку сменил. Но картину все равно использовали в этом контексте другие производители. Также ее часто помещали на портсигары.
Позже картина попала на конфеты.
Другие работы автора.
«Сваты» (1882). Краснодарский краевой художественный музей.
**************************************.
«Утро Христова Воскресения» (1891) Рыбинский художественный музей.
*********************************.
«Свадьба в Киевской губернии» (1891) Киевский музей изобразительного искусства.
«Свадьба в Киевской губернии» считается одной из самых известных работ Пимоненко. За нее, а также за картину «Пасхальная заутреня в Малороссии» он получил звание почетного вольного общника Академии художеств.
***********************************.
«Не шути» (1895) Национальный художественный музей Украины, Киев.
Картина написана в селе Малютянка Киевской области, где художник проводил каждое лето и часто рисовал местных жителей.
«Брод» (1901) Одесский художественный музей.
*************************************.
«Продавщица холста» (1901) частное собрание.
Картина «Продавщица холста» в 2006 году была продана за 160000$ на аукционе. Эта самая большая сумма, уплаченная при покупке работ Пимоненко (но, естественно, речь о том, что поступало в открытую продажу, а ценность того, что хранится в музеях, может быть намного выше).
«Вечереет» (1900) Рыбинский государственный музей.
***************************************.
«Чистый четверг»
*********************************.
«Сенокос» (ранее 1912) Харьковский художественный музей.
*****************************************.
«На речке» (1-я половина 1900-х) Национальный художественный музей Украины, Киев.
**************************************.
«На мостках. Прачка»
***************************************.
Художник Н. К. Пимоненко в своей мастерской. Фотография 1900-е годов.
Художник умер в 1912 году.