Найти в Дзене
"Нам внятно все-..."

Что это за «Журавли» с магнитофона «Романтик» в 1969 году?

Друзья, публикацию от 3 декабря 2021 года «Сквозь вечерний туман мне под небом стемневшим ...» хочу включить в тематическую подборку «Журавлиная тема» и дополнить новыми заметками. Начало этой темы для меня уходит в далекую юность , тогда я не знал ни поэта Алексея Жемчужникова, ни его «Осенних журавлей» .

В студенческие годы, слушая с магнитофона "Романтик 3"

с записью песни Владимира Высоцкого "Городской романс" , где он от первого лица рассказывал о любви московского хулигана (даже можно сказать «уркагана») к женщине легкого поведения, меня всегда интересовал один вопрос. Многие, возможно знают и помнят эту песню начинающуюся словам: «Я однажды гулял по столице, двух прохожих случайно зашиб и, попавши за это в милицию, я увидел ее и погиб». А если забыли то есть возможность реконструировать все как это былов 1969 году , когда не было Ютуба.

Смысл этой иронично изложенной истории, конечно же, был понятен, но тогда для меня осталось загадкой, какую же песню заказал герой для своей возлюбленной в завершении ресторанного вечера. «Я ей булки икрою намазывал, деньги прямо рекою текли, я ж такие ей песни заказывал, а в конце заказал «Журавли». Что же эта за песня, которая должна была раскрыть чувства героя перед новой знакомой? Рассуждая тогда с друзьями на эту тему, вспомнили появившуюся в то время очень популярную песню «Журавли» Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова со знаменитым журавлиным клином, в котором когда-то поплывет каждый из нас. Было бы глупо думать, что именно этих «Журавлей» упомянул Высоцкий. Конечно же нет. Да и песня, которую он назвал «Городской романс», была написана им раньше. А если бы он и писал ее в период огромной популярности гамзатовских «Журавлей», возможно бы использовал другой образ, чтобы избежать неуместных ассоциаций. Так же мы с друзьями отмели как не совместимую для данной ситуации, еще одну песню того времени о журавлях. Она часто звучала в 60х годах по радио. Пел Владимир Трошин: «Ушло тепло с полей и стаи журавлей…», где несмышлёный журавленок торопит вожака. Помните? Но в итоге мы так и не пришли к однозначному выводу, каких же «Журавлей» имел ввиду Владимир Высоцкий. Или это была «уркаганская» дворовая песня середины 50х годов, которую семнадцатилетний Володя слышал «на Большом Каретном», или какой-то вполне приличный ресторанный шансон с патефонной пластинки. И только спустя десятилетия узнал, что истоки песни «Журавли» упоминаемой Владимиром Высоцким в его «Городском романсе» из 60 годов XX века находятся в стихотворении «Осенние журавли» Алексея Жемчужникова из XIX века. Как пролетели «Журавли» сто лет, чтобы оказаться на магнитофонной пленке в 1969 году в нашей далекой молодости, расскажу в следующей публикации.